|
Демография как сфера общественного и государственного интереса вышла на первый план после прошлогоднего послания президента Федеральному Собранию. Задача повышения уровня рождаемости стала с тех пор приоритетным национальным проектом, разработан масштабный проект Концепции демографического развития России, утвержденный правительством, предпринят целый ряд мер административно-правового характера, но, как стало ясно из работы форума, эти шаги не могут исправить ситуации. А часть из них ее лишь усугубляют.
По мнению ряда докладчиков, государственная программа однобока, потому что делает упор только на одном аспекте всего комплекса демографических проблем - увеличении рождаемости. В то время, как уровень рождаемости взаимосвязан с остальными показателями. Так, процесс депопуляции (потери населения территориями) на 63 - 65% связан с высокой смертностью и только на 35% - с низкой рождаемостью. Как показали исследования доктора экономических наук, заведующей лабораторией статистики здоровья ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Аллы Ивановой, если бы сегодня в России уровень смертности населения равнялся показателям 1980-х гг. в СССР (сегодня он в полтора раза выше советского), то быстрая естественная убыль сменилась бы приростом населения. И это безо всяких мер по поддержке рождаемости.
Структура показателя повышенной смертности связана, прежде всего, со смертями в трудоспособном возрасте, особенно у мужчин. Если брать этот показатель, демографическая ситуация начала существенно ухудшаться еще в 1960-е годы прошлого столетия. В годы перестройки смертность подскочила в разы. После 1994 г. ее уровень начал снижаться, дефолт 1998 г. прервал эту тенденцию, а в 2003 г. произошла стабилизация уровня смертности на очень высоком уровне - число умерших в 1,6 раза превосходило число родившихся. Поэтому специалисты говорят о переходе социально-экономического кризиса в России в социально-демографический.
Демографы призывают не обольщаться нынешним сравнительным увеличением рождаемости в городах (в 2006 г. прирост в абсолютных цифрах к 2005 г. составил более 19 тыс. рождений). Количественный прирост обеспечили, в основном, женщины в возрасте 22 - 25 лет, то есть родившиеся в начале - середине 1980-х гг., когда был отмечен небольшой всплеск рождаемости. Поэтому нынешнее увеличение имеет под собой не социально-экономическую, а естественную демографическую основу. Зато после этого всплеска следует провал. Специалисты предупреждают о том, что в ближайшие несколько лет рождаемость снова упадет.
Качественные показатели рождаемости также оставляют желать лучшего. Согласно данным Центра охраны материнства и детства, в России только 15 - 20% новорожденных детей можно назвать полностью здоровым. Это значит, что простое количественное стимулирование рождаемости приведет к автоматическому увеличению числа больных детей и некоторому увеличению числа детей из маргинальных слоев общества, потому что для них денежная мотивация представляется наиболее привлекательной. Если сегодняшняя тенденция сохранится, то к 2015 г. мы будем иметь 20 миллионов инвалидов (сейчас - 13 миллионов). Справится ли российская система социальной помощи с возросшей нагрузкой, не известно.
Но дело не только в инвалидах. При сохранении демографических тенденций (речь даже не об углублении кризиса), к 2015 г. наиболее экономически развитые регионы России впервые столкнутся с дефицитом рабочих рук. А к 2025 г., как прогнозирует доктор медицинских наук Юрий Комаров, репродуктивный потенциал страны будет исчерпан. Это значит, здоровых детей рожать будет некому.
По данным главного педиатра России, директора Научного центра здоровья детей РАМН Александра Баранова доля здоровых девочек в России сегодня снизилась до 6,3%. Около 80% девочек и 40% мальчиков имеют болезни и патологии, которые влияют на их репродуктивное здоровье. Создается порочный круг: больная мать - больной плод - больной ребенок - больной родитель.
К сожалению, сетует профессор Комаров, авторы нацпроекта "Здравоохранение" применительно к демографической политике изначально неправильно выстроили систему приоритетов. Например, одним из приоритетных направлений названа диспансеризация населения в возрасте 35 - 55 лет. "Каждому врачу известно, что в 35 - 55 лет уже пора лечить от хронических заболеваний, а упор на диспансеризацию - профилактическую меру, надо делать в молодом возрасте. Этот пример демонстрирует уровень непонимания разработчиков", - говорит Комаров. Поэтому внедрение программы в нынешнем виде, скорее всего, не сможет положительно повлиять на ситуацию с повышенной смертностью и низкой рождаемостью.
Глубина проблемы лучше всего видна на примере конкретных регионов. Старший научный сотрудник НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН Ирина Конобеевская докладывала о демографической ситуации в Сибирском федеральном округе. На 30% территории России (территория СФО) проживает сегодня только 14% населения страны. С конца 1990-х гг. в СФО наблюдается сокращение численности населения, хотя со времен освоения Сибири для этого региона был характерен обратный процесс. В 1991 г. население округа составляло 22 млн человек, сегодня - только 19,5 млн, а прогнозируемая на ближайшие годы цифра - 17,6 миллиона. Средний возраст жителя региона - 36,3 года, что на два года больше среднероссийского показателя. Более 18% населения составляют лица старше трудоспособного возраста - это очень высокий показатель (предел нормы - 7%), то есть население округа быстро стареет. Ожидаемый уровень продолжительности жизни ниже общероссийского и составляет 63 года. Уровень смертности выше общероссийского, и он год от года растет (лидер - Кемеровская область). Рождаемость также выше, чем в среднем по стране, но ее качество неудовлетворительно. Рождаемость превышает смертность в депрессивных регионах: Республике Алтай, Республике Тыва и Республике Бурятия. Исключение - богатый нефтегазовый округ Ханты-мансийский, который, конечно, не сможет вытянуть весь СФО. Вывод докладчика неутешителен: без принятия специальных мер в течение ближайших 10 - 15 лет демографическая ситуация в этой части Сибири станет критической.
Демографическая статистика неумолима: в России самые высокие темпы убыли населения в мире. За последние десять лет его численность сократилось более чем на девять миллионов человек. По уровню смертности рядом с РФ находятся Танзания и охваченные гражданской войной Ангола с Эфиопией. На сегодняшний день в России проживает 142,04 миллиона человек. Каждые сутки население сокращается в среднем на 1664 человека - это размер небольшого поселка или двух крупных деревень. В 24 регионах соотношение умерших к родившимся приближается к показателю 3:1, такой коэффициент характерен для вымирающих территорий. Ежегодно мы теряем населения столько, что хватило бы на два города размером с Курск или Кострому. А по продолжительности жизни занимаем только 143-е место из 180 стран. Для сравнения: США каждый день прирастают более чем на 3 тыс. человек. В октябре 2006 г. американцы отпраздновали появление на свет 300-миллионного гражданина, а сегодня их уже более 301 миллиона.
Демографы собрались, зачитали доклады, обсудили на круглом столе неутешительные цифры и прогнозы, что само по себе неплохо. Вопрос теперь только в том, будет ли государство исправлять ситуацию. Потому что нигде в мире уровень смертности не снижался сам по себе.