|
Такие путешественники в России объединены в несколько неформальных групп по интересам. Из них наиболее значительными являются автостопщики и бэкпекеры, хотя их разделение довольно условно. Бекпекеры (от англ. backpacker) тоже пользуются автостопом как методом передвижения, но в большей степени олицетворяют то, что сегодня принято называть "самостоятельным туристом". Они сами планируют маршрут, находят ночлег и еду и стараются делать это с минимальными денежными затратами.
Сразу оговоримся, что данный материал не претендует на истину в последней инстанции, но опирается на 14-летний опыт самостоятельных путешествий автора, опыт других самодеятельных путешественников-бэкпекеров и даже некоторые методические разработки по этому вопросу. Предмет же нашего рассмотрения ограничен Россией.
Итак, путешествовать безо всяких путевок и с минимальными затратами может каждый, у кого есть ноги, руки, голова и паспорт.
Любое путешествие можно разбить на несколько составляющих: транспорт, ночлег, еда и одежда. А вот деньги, наоборот, вещь для поездки обязательная не всегда. Например, если вы добираетесь до точки начала пешего похода автостопом и уезжаете от финишной точки таким же макаром, а по маршруту у вас только лес да реки, то деньги вам, в общем, ни к чему. И напротив, в путешествие по населенным пунктам их все-таки лучше взять.
Один из правильных вариантов отношения к деньгам на маршруте предполагает, что ваши расходы будут зависеть от того, на что вы готовы тратить деньги, а на что нет. И это надо определить заранее. В зависимости от того, хочется вам питаться в ресторане или обойдетесь едой из магазина, готовы раскошелиться на гостиницу или станете ночевать в палатке за городом, расходы и планируются.
Интересный вариант поведения состоит в том, чтобы не бояться потратить все деньги. Как писал в своей книге "134 вопроса и ответа об автостопе и обо всем" один из главных российских идеологов автостопа Антон Кротов, "когда все ваши деньги перейдут в поддержку экономики окружающего мира и у вас не останется ничего, вы неожиданно для себя окажетесь в полностью коммунистическом обществе". Другими словами, все будет доставаться вам бесплатно. Кстати, книга хоть и издана в 2001 г., но не устарела и может быть полезна для каждого, кто хочет ездить по Росси и остальному миру.
Выбор транспорта зависит от маршрута или цели путешествия. Если есть возможность, не пренебрегайте автостопом - это лучший способ не тратить деньги на транспорт. Есть определенные способы договориться с водителями междугородных автобусов, кондукторами в электричках или даже машинистами локомотивов, которые позволяют существенно снизить затраты на поездку. По степени экономичности железнодорожный транспорт все еще является самым-самым, хотя сегодня ему на пятки уже наступают авиаперевозчики - лоукостеры и авиакомпании, устраивающие специальные акции. На железной дороге, кстати, тоже бывают свои дисконты, но их почему-то не рекламируют. Так, на некоторые направления время от времени вводятся понижающие коэффициенты в стоимости билетов. Следите за обновлениями на официальных сайтах железных дорог.
Про автостоп как метод написаны десятки книг, и мы не будем повторяться, ограничившись главным наблюдением из собственного опыта: машины стопятся везде. Нет такого региона в России, где водители не подвозят путешественников бесплатно. И даже больше: чем глуше и безлюдней местность - тем больше автомобилей в среднем останавливаются, чтобы подобрать вас. А в самых глухих углах нашей родины начинается "самостоп" - из любопытства и желания помочь водители тормозят около вас сами.
Можно конечно, поехать и на личном автомобиле, если он есть. Как показывает практика, путешествие на машине часто обходится дешевле, чем передвижение поездом или автобусом, не говоря уже о самолетах. Но такие путешествия не позволят полностью окунуться в атмосферу тех мест, которые вы собираетесь посетить. Своя машина, по меткому выражению одного из московских бэкпекеров, похожа на аквариум. У вас разве что картинка за окном меняется, а все свои стереотипы восприятия вы так и провезете в салоне автомобиля. Куда продуктивней стопить и общаться в машине с местными жителями. Только так у вас будет возможность и время для непосредственного изучения местности, ее обычаев, нравов, так можно узнать о каких-то достопримечательностях, о которых молчат путеводители.
Еще одно неудобство путешествия на собственном автомобиле состоит в том, что автотуриста в провинции воспринимают как человека не бедного. И бывают, конечно, в России места, куда на легковушке лучше не соваться.
Вопрос с ночлегом решается ситуационно, то есть в каждом конкретном случае по-своему. Универсальным средством ночлега является обычная туристская палатка. Сегодня есть довольно легкие и небольшие по объему образцы, выдерживающие часов пять - семь непрерывного дождя. Взял с собой – и спокоен насчет бесплатной крыши над головой. Специфичным для бэкпекерства способом ночевки стали так называемые "вписки". "Вписка" - список людей из какого-либо населенного пункта, как правило, города, готовых бесплатно пустить вас на ночевку. При этом тому, кто тебя вписал, неплохо бы принести какой-то символический подарок в виде двухлитровой бутыли пива или торта. А главное - занять вписчика байками и рассказами из собственного туристского опыта. Ведь тот, кто вписывает, обычно и сам путешествует.
Собственно, система "вписок" существовала и до того, как самодеятельные туристы стали называться бэкпекерами. Лет восемь назад, еще до эпохи массового Интернета, автор этого материала с распечатками "вписок" - а они тогда ходили по рукам и их переписывали и ксерили как великую ценность – бесплатно путешествовал по северо-западу России. Сейчас "вписки" ищутся через Интернет на соответствующих сайтах и форумах, а человека о своем приезде можно информировать заранее по мобильному.
Вписками и палатками варианты ночлега не ограничиваются. В полузаброшенных деревнях - их полно даже неподалеку от трасс и городов - можно запросто ночевать в домах, у которых в принципе есть хозяева, но в данный момент отсутствуют. Обычно это избы, чьи владельцы появляются там только летом. А если от деревень в округе остались один - два нежилых дома, смело отправляйтесь туда. Скорее всего, изба используется как место ночлега для охотников, грибников, собирателей ягод и таких сумасшедших туристов, как вы. Неплохой вариант - баня, любая хозяйственная постройка - в общем, все, что способно укрыть путника от ночного холода.
Однако лучше всего ночевать у людей, то есть проситься на ночлег. Здесь работает обратная зависимость от величины и развитости населенного пункта. Проситься на ночлег на улицах Москвы или Питера куда сложнее, чем в деревне из десятка домов. На интернет-форуме бэкпекеров некоторое время назад обсуждались варианты бесплатных ночевок. Квинтэссенция этого обмена опытом такова: можно бесплатно ночевать на вокзалах, в аэропортах, городских парках, христианских монастырях (если вы крещены), буддистских центрах, придорожных круглосуточных кафе, административных зданиях (в мегаполисе не прокатит), на пляжах летом, в котельных (бойлерных), если договоритесь с кочегарами - там тепло зимой, и, наконец, под открытым небом. А приз за самый оригинальный вариант я бы отдал пользователю, предложившему ночевать в региональных отделениях КПРФ. Там будут рады любому, кому еще нет 50 - 60 лет. Озвучивайте правильную точку на общественно-политическую ситуацию в стране - и смело проситесь на ночлег.
Вопрос с питанием задаром только на первый взгляд кажется невозможным. В сельской местности, особенно там, где туристов мало, люди часто сами с удовольствием делятся продуктами с огорода. Иногда можно аккуратно намекнуть или купить что-то за очень символическую плату. Процесс покупки в этом случае более похож на процедуру архаического обмена: деньги в обмен на еду, где сумма большого значения не играет. Вас также могут бесплатно накормить в какой-нибудь столовой поселка лесозаготовителей, но для этого надо очень далеко забраться. Слово "далеко" является ключевым. На краю освоенного человеком пространства отношения между людьми становятся особенно теплыми.
Наиболее экономным вариантом платного питания следует признать еду из обычных магазинов и все те же столовые (не кафе с ресторанами или закусочными, а именно столовые). Сравнительно дешевы в магазинах продукты местного производства. Сезонные колебания цен на продукты также позволяют экономить на стоимости еды.
Важным элементом для начинающего самостоятельного туриста является одежда. Чем "круче" вы оделись, тем больше шансов сойти за московского (городского) дурака с деньгами. Люди в провинции в массе своей живут и одеваются просто, так что, если вы рассчитываете на равные отношения, то и выглядеть надо соответственно. Конечно, помимо прочего, одежда должна быть удобной, защищать от непогоды, а обувь способна в случае чего выдержать десятикилометровый "перелаз" от дороги до дороги по заболоченной тропе. Кстати, то же самое верно и для снаряжения: навороченный рюкзак попугайской расцветки станет главным объектом внимания в каком-нибудь малом городке. В "крутом" одеянии гораздо сложнее рассчитывать на бесплатный ночлег, кормежку или подвоз по маршруту.
Хороший совет - стараться больше общаться. Жители больших городов часто закрываются от общения, это чисто психологическая реакция на огромное количество людей вокруг, на постоянное нарушение другими нашего личного пространства, особенно в транспорте. И в провинции туристам из мегаполиса зачастую нужно адаптироваться к новой коммуникативной среде. Отсюда иногда возникает недопонимание, потому что ваши собеседники могут воспринять отказ общаться как проявление неуважения к ним. А в России вопрос уважения человека человеком очень важен.
Кажется, что совет чаще говорить с людьми не относится прямо к возможности путешествовать бесплатно, но это не так. Уважительное отношение с вашей стороны, проявляющееся в общении, часто открывает многие двери. Искренние и душевные разговоры с местными жителями в нашем случае не раз приводили к тому, что группу из пяти – восьми абсолютно незнакомых людей приглашали переночевать к себе домой и никогда не требовали за постой и еду денег.
Еще один совет, напрямую не относящийся к бесплатности путешествий, но позволяющий избежать чуть ли не половины возможных неприятностей: не употребляйте алкоголь на маршруте во время передвижения. Путешествие в пьяном виде не даст вам никаких преимуществ, зато окружающие это наверняка заметят и сделают выводы. Если так уж хочется остаканиться во время поездки, сделайте это вечером, когда уже устроились на ночлег. Если ночуете у кого-то, старайтесь не выступать инициатором употребления алкоголя.
Ну, а главные компоненты успеха вашего мероприятия - искреннее желание познать Отчизну и дружелюбие к населяющим ее людям, вне зависимости от их пола, возраста, национальности или профессии. Вооружившись этим "тайным знанием", вы скоро почувствуете, что путешествовать самостоятельно легко, а Россия - очень гостеприимная страна.