Грузины готовятся принять российское гражданство

Читать в полной версии →
Позиция Грузии пугает людей, живущих в приграничном районе Абхазии. Они стараются не сотрудничать с абхазскими властями в открытую, опасаясь за свои жизни. При этом готовы получить паспорта и российское гражданство




О ситуации на границе с Грузией в эксклюзивном интервью "Yтру" рассказал министр внутренних дел Абхазии Отар Хеция.

"Yтро": Не считая оккупированного Кодорского ущелья Абхазии, самым проблемным для республики остается Гальский район. Какая там складывается обстановка?

Отар Хеция: В настоящий момент в Гальском районе несут службу представители силовых структур Абхазии. Мы стараемся пресекать все противоправные действия и не допускать осложнения ситуации. У нас есть опасения, что сопредельная сторона предпримет новые попытки дестабилизировать обстановку.

"Y": Грузинские диверсионные группы по-прежнему переходят государственную границу Абхазии на этом направлении?

О.Х.: Пока грузинскую сторону сдерживает то, что кроме сил, которые несут службу в этом районе на постоянной основе, мы дополнительно задействовали здесь спецподразделения. Как известно, государственную границу с Грузией полностью пока перекрыть невозможно. Продолжаются попытки ее перехода. В некоторых случаях деструктивные элементы имеют возможность просочиться на нашу территорию и совершать здесь различные действия, особенно в отношении местных жителей грузинской национальности Гальского района, которые сотрудничают с властями Абхазии. Как известно, в Зугдиди был арестован глава администрации одного из сел нижней зоны Гальского района Фридон Чакаберия, который несколько месяцев находился в застенках. Ему инкриминировали перевозку наркотических веществ, но потом все-таки отпустили. На самом деле, все претензии сводились к его сотрудничеству с властями Республики Абхазии. То же самое происходило и с Сигуа - одним из руководителей администрации Гальского района. И этого человека похитило одно из спецподразделений спецслужб Грузии. Мы знаем фигурантов, осуществивших эту акцию. Такими методами грузинские власти пытаются сломать людей, чтобы они не находились в контакте с официальными властями Абхазии.

"Y": Отдел милиции в Гальском районе находится в осадном положении?

О.Х.: Перед Новым годом при исполнении служебных обязанностей здесь попытались подорвать заместителя начальника Гальского РОВД Отара Туранба и еще двоих сотрудников, заложив фугас на проселочной дороге. В итоге два милиционера погибли, а один получил тяжелые увечья. После этого, буквально через день, в селе Отобая в ночное время был убит начальник поселкового отделения милиции капитан милиции Алик Хишба.

В послевоенный период на территории Гальского района при исполнении служебного долга погибло 56 сотрудников абхазской милиции. Чтобы препятствовать развитию институтов абхазской власти в Гальском районе сопредельная сторона периодически проводит подрывы и обстрелы, стараясь делать все для деморализации, дискредитации и запугивания сотрудников МВД Абхазии.

"Y": Меняется ли отношение самого грузинского населения Гальского района к так называемым "партизанам", а фактически диверсантам и террористам из спецслужб Грузии?

О.Х.: Те же выборы показали, что население района также принимало участие в голосовании, как и во всех других внутриабхазских процессах. Разумеется, это вызывает ярость грузинской стороны. Ее позиция откровенно пугает людей в Гальском районе. Поэтому они стараются не сотрудничать с абхазскими властями в открытую, в приватных беседах подтверждая, что опасаются за свою жизнь. Ведь тот же Сигуа поплатился только за то, что официально выступил на Народном сходе Республики Абхазия с осуждением милитаристской политики грузинских властей, говорил о том, что нужно жить в мире. Через месяц его похитили.

При этом отмечу, что грузинское население с благосклонностью воспринимает все, происходящее в Абхазии. В свою очередь, мы стараемся, чтобы грузины не чувствовали себя в Абхазии обделенными. Так получилось, что зачастую родных и близких теперь разделяют границы. Мы учитываем и этот момент, стараясь максимально им упростить режим пересечения границы с Грузией. Более того, грузинское население Гальского района готово пройти паспортизацию и получить российское гражданство. Но другое дело, что его стараются притянуть к Грузии с помощью иностранной гуманитарной помощи, которую раздают в Зугдидском районе. В плане охраны правопорядка жители Гальского все активнее сотрудничают с органами правопорядка, что требует и от нас дополнительных и качественно новых усилий по их защищенности. Страх у людей все равно присутствует.

"Y": Как можно охарактеризовать общую ситуацию с криминалом накануне курортного сезона?

О.Х.: Грузинские СМИ каждый год трубят о "разгуле криминала" в Абхазии, о "нестабильном регионе"... Скажу, что все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Уровень тяжких преступлений у нас приближается к минимуму. Конечно, есть мелкие кражи личного имущества. Абхазской милиции приходится, например, разбираться с хищениями мобильных телефонов и других предметов отдыхающих. В этом году мы составили планы оперативных и профилактических мероприятий. Акцент делаем в основном на Гагрском районе, хотя только на нем наша активность не ограничивается, потому что с каждым годом все больше отдыхающих прибывают в Сухум, Гудаутский и Очамчирский районы. В любом случае, с конца мая мы перейдем на усиленный вариант несения службы. Если обратили внимание, у нас на дорогах действуют мобильные патрули, которым определены участки по километражу и маршруты. Думаю, что мы не ударим лицом в грязь и обеспечим нормальные условия для отдыха и жизнедеятельности жителей республики и многочисленных туристов.

"Y": Как решается вопрос подготовки кадров для абхазской милиции?

О.Х.: Этот вопрос волнует всех. Хочется, чтобы в системе МВД Абхазии работали более профессионально подготовленные сотрудники. Приходится констатировать, что, к сожалению, все меньше и меньше становится сотрудников милиции, которые начинали службу еще в союзные времена. Молодежь, которая приходит, обладает большим желанием работать, но не всегда обладает необходимыми знаниями. Тем более что в оперативно-розыскной деятельности, как ни в какой другой сфере, особенно необходимы специфические навыки и специальные знания. В Абхазии действует школа милиции, но ее уже явно недостаточно. Недавно вопросы кадровой подготовки в числе прочих мы обсуждали с заместителем министра внутренних дел РФ Александром Чекалиным. Мы подготовили письмо на имя Рашида Нургалиева. Есть надежда, что с этого года в Краснодарской Академии МВД России начнут обучение десять абхазских курсантов.

"Y": Как строится взаимодействие МВД Абхазии с российской милицией?

О.Х.: В плане повседневной работы мы регулярно осуществляем рабочие встречи с руководством УВД города Сочи, ГУВД Краснодарского края. Идет постоянный обмен оперативной информацией, обновляются розыскная база, что приносит результат. В частности, недавно в результате совместных оперативно-розыскных мероприятий сотрудников абхазской и российской милиции были задержаны лица, подозреваемые в совершении ряда преступлений. Думаю, мы будем только наращивать наши совместные усилия в борьбе с преступностью. Благо, и Абхазия, и Россия укрепляют сотрудничество и взаимодействие во многих направлениях, включая правоохранительную сферу.

"Y": Спасибо за беседу.

Юрий КОТЕНОК |
Выбор читателей