ФОТО: museum.ru |
Разумеется, международные салоны привлекают внимание, прежде всего, благодаря зарубежным галереям. Правда в экспозиции представлены стенды и российских антикварщиков (разумеется, самых проверенных и серьезных), но, в конце концов, все они неизменно участвуют в московских антикварных салонах. Поклонники современного искусства также увидят в Манеже знакомые имена: преуспевающие галеристы, торгующие современным искусством, похоже, считают своим долгом проплатить пару квадратных метров и засветиться в "серьезной тусовке". Какая радость, например, Марату Гельману выставлять свои работы между сапфировыми кольцами и старинными шпалерами - понять трудно. Возможно, тут кроется страшная коммерческая тайна, но действительность показывает, что ни потенциальных покупателей, ни случайных зрителей фавориты "Арт-Москвы" здесь не интересуют.
Вокруг зарубежных гостей тоже неизменно разворачиваются споры. Кто-то пускает слух, что среди голландских и фламандских натюрмортов старых мастеров - масса фальшаков. Другие жалуются, что отдельные участники уже не в первый раз привозят одно и то же. Однако, несмотря ни на что, Международный салон изящных искусств продолжает существовать и радовать глаз.
Самые лучшие картины, как обычно, привезла в Москву галерея Schmit, специализирующаяся на живописи XIX - XX столетий. Пейзажи Будена, Моне и Утрилло, рисунки Матисса и гуашь Шагала - в данном случае не просто набор известных имен. В экспозиции представлены действительно высококлассные шедевры, способные стать украшением любого музея мира.
Менее радикальное искусство того же периода можно найти на стенде супругов Берко - тоже постоянных участников Салона. На этот раз галеристы, работающие в Париже и Брюсселе, представляют в основном произведения бельгийских мастеров. Галерея Albert Benamou, известная своим пристрастием к художникам прошлого века, привезла работы представителей так называемого "нового реализма", а также картины актуальных в этом сезоне китайских художников. Самые эффектные произведения декоративно-прикладного искусства можно обнаружить на стендах парижского антиквара Жан-Мари Росси и у известного французского мебельщика Мишеля-Ги Шадло.
Как водится, на Салоне изящных искусств выставлен не только товар. Почетным гостем Салона стала печально известная подмосковная усадьба Мураново, сильно пострадавшая от пожара прошлым летом. "Мы надеемся, что первый художественный и концептуальный эксперимент представления музея на арт-салоне станет впоследствии хорошей традицией и этот опыт получит свое дальнейшее развитие", - говорят организаторы проекта.
Тем, кто все же равнодушен к живописи и скульптуре, стоит первым делом заглянуть в подвальный этаж - именно здесь традиционно располагаются ведущие ювелиры планеты. Патологическая страсть нашего населения к драгоценностям давно уже известна во всем мире, поэтому экспозиция соответствующего раздела Салона неуклонно растет и расширяется. Кураторы в один голос утверждают, что на этот раз поставщики ювелирной продукции превзошли самих себя и привезли в Москву действительно уникальные изделия. Перед жемчужными безделушками от Кокичи Микимото, бриллиантовыми колье от Дэвида Морриса или швейцарскими часиками, усыпанными камнями, не устоит ни одна женщина.
Пока милые дамы выбирают себе эксклюзивные украшения, мужчины могут отдохнуть душой на стенде BMW. Здесь представлены уникальные модели, расписанные известными художниками Александром Калдером, Дэвидом Хокни, Дженни Хольцером и Матадзо Каяма. Элегантные формы BMW не давали покоя творческим личностям еще в 70-е годы прошлого века. В 1975 г. Александр Калдер первым поднял руку на самый престижный автомобиль всех времен и народов. Позже к той же марке обращались многие мастера ХХ столетия: Энди Уорхолл, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. "Меня вдохновляли чудесные очертания этого автомобиля - я просто старался следовать им", - признавался Дэвид Хокни, создавший свою версию "автомобильного" произведения искусства в 1995 году.