Луговой: "Березовский стал агентом МИ-6"

Читать в полной версии →
Совместная московская пресс-конференция Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна открыта шокирующим заявлением первого участника. Он, как и обещал, раскрывает темные стороны истории с Александром Литвиненко


ФОТО: АР



В Москве проходит пресс-конференция, которую, как и было обещано, проводят Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Их имена фигурируют в отчете британской Королевской прокуратуры о расследовании смерти экс-агента ФСБ Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне полонием-210. Общение бизнесмена Лугового с журналистами началось с сенсационного заявления. Впрочем, он анонсировал данную пресс-конференцию как выявление отдельных тайных и темных сторон истории, имеющей явный политический подтекст.

Во-первых, обвиненный в убийстве Литвиненко россиянин заявил, что и покойный, и политический беженец-олигарх Борис Березовский были завербованы британскими спецслужбами. "Сегодня я хотел бы сделать заявление, которое должно пролить свет на эту темную политическую историю, в которой главную роль играют британские спецслужбы и их агенты Березовский и ныне покойный Литвиненко", - сказал Луговой. "Со слов самого Литвиненко, сначала был завербован он. А после того, как по его совету Березовский передал англичанам какие-то документы из Совета безопасности, которые у него были, когда он был замсекретаря Совета безопасности, также стал агентом МИ-6, процесс получения убежища и гражданства для Березовского стало делом техники", - добавил Луговой.

Кроме того, он рассказал, что и его самого тоже пытались завербовать с целью получения компромата на президента РФ. "Меня пытались завербовать британские спецслужбы", - заявил сегодня на открытой пресс-конференции российский бизнесмен и бывший сотрудник КГБ СССР Андрей Луговой, обвиняемый в убийстве Александра Литвиненко.

"В один из своих визитов в Лондон в 2004 г. я встретился с Березовским, который посоветовал мне возобновить контакты с Литвиненко, но я не последовал его совету", - заявил Луговой. По его словам, Александр Литвиненко позднее сам позвонил ему и предложил деловое сотрудничество, в частности, организовать бизнес по защите британских инвестиций в России. "Однако спустя несколько встреч я понял, что дело не только в бизнесе", - отметил Луговой. "Меня пытались завербовать. Британских партнеров интересовали все мои связи, контакты с Администрацией президента, высшими чиновниками, мои финансовые возможности и т.д.", - сказал Луговой. По его словам, ему также предложили собрать компромат на Владимира Путина и членов его семьи.

Теперь, по словам Лугового, дабы противостоять обвинениям британской прокуратуры, он вынужден будет нанять британских же юристов для защиты своих интересов в Великобритании. "Если я там появлюсь, то меня обязательно засудят для сохранения чести мундира. Я в ближайшее время найму лондонских юристов", - сказал российский бизнесмен. По словам бизнесмена, его статус в деле Литвиненко определен неправильно. "Я являюсь потерпевшим, а не свидетелем", - заявил участник пресс-конференции. Он также дал понять, что история с обвинением негативно сказалась на его бизнесе, оценив нанесенный ущерб в сумму, превышающую $25 миллионов.

"В течение полугода, прошедшего с момента смерти Александра Литвиненко, я не получал никаких официальных бумаг от британского правосудия", - сказал Луговой. Он также пояснил, что предоставил британским правоохранительным органам все свои координаты - контактные телефоны и адреса. Кроме того, по словам Лугового, он лично связался со Скотленд-Ярдом и в разговоре с представителями следствия заявил, что готов немедленно выехать в Великобританию в случае необходимости.

"Мне сказали подождать неделю, а на следующий день представитель Скотленд-Ярда прилетел в Москву", - добавил Луговой. По его мнению, такое развитие событий является доказательством того, что британское правосудие препятствовало приезду Лугового в Великобританию. "Я думаю, что искусственно создавались условия, чтобы мы не могли прилететь в Британию и откровенно пообщаться с правосудием", - сказал обвиняемый в убийстве Литвиненко российский бизнесмен.

Он также дал понять, что видит непосредственную связь между Борисом Березовским и нераскрытым громким убийством российского журналиста Владислава Листьева в марте 1995 года. "Все, кто слишком близко подходил к Березовскому, заканчивали жизнь весьма печально. Я не исключаю того, и это было в прессе, что он [Березовский] был одним из первых, кто подозревался в убийстве Владислава Листьева. Я долгое время работал на "ОРТ" и возглавлял департамент безопасности... На мой взгляд то, чтобы Листьев не был генеральным директором "ОРТ", было выгодно Борису Березовскому", - сказал Луговой.

Что касается обнаруженных в связи с ним и Ковтуном следов полония-210, Андрей Луговой объяснил их наличие следующим образом: "Почему полоний был найден в самолетах, на которых мы с Димой [Ковтуном] возвращались в Москву и в Германию? Соответственно, еще в октябре 2006 года. Вывод у меня один - нас специально метили полонием для грядущего использования в политическом скандале". Помимо салонов самолетов, радиоактивным элементом, по словам Лугового, в Лондоне были "помечены" все места, где он встречался с Литвиненко не только в ноябре, но и в октябре месяце.

Обвиняемый в отравлении экс-агента ФСБ Александра Литвиненко сказал, что не имеет к его смерти никакого отношения. Мотивов убивать у Лугового, по его собственному признанию, нет. "Мне было ни холодно, ни жарко от того, что делал Литвиненко в Лондоне", - прокомментировал обвинения в свой адрес Луговой. Недоумение у него вызвала, в частности, названная британцами дата отравления. "Почему-то все английские газеты называют дату отравления 1 ноября, хотя мы с Литвиненко встречались дважды в октябре месяце. Более того, мы еще летом встречались у него дома в отсутствие его жены Марины. Чем не идеальное место для отравления? Однако когда были идеальные условия, этого (отравления) не произошло", - удивился Луговой на пресс-конференции, тут же добавив, что, видимо, кому-то было выгодно, чтобы их с Литвиненко видели в общественном месте.

На вопрос "Кому?" он тут же сам и ответил, заявив, что Александра Литвиненко могли отравить сами британские спецслужбы, после того как он разочаровался в них и в Березовском. Покойный якобы считал, что в туманном Альбионе его недооценивают и неадекватно оценивают проделываемую им работу. "Скорее всего, Литвиненко стал агентом, вышедшим из-под контроля спецслужб, и его убрали", - пояснил Луговой. Он, кроме того, заявил, что располагает доказательствами причастности британских спецслужб к отравлению Литвиненко. Хотя при этом добавил, что у него имеются еще две версии смерти экс-агента ФСБ. Также его, по мнению Лугового, мог устранить Борис Березовский или так называемая "русская мафия".

Как сказал участник пресс-конференции, в последнее время перед смертью Литвиненко все чаще позволял себе выходить за рамки отведенной ему роли агента-вербовщика и открывал в беседах с Луговым "много лишнего". "Например, англичанам не нравилось, что он хвастался передо мной своими связями в МИ-6 на уровне высокопоставленных чиновников, а также тем, что, сотрудничая с британскими спецслужбами, он лишь повторяет путь Гордиевского и Калугина, и его последователями стали Березовский и Закаев", - сказал Луговой, в качестве итога заявив, что убийство Литвиненко в любом случае было совершено при участии британских спецслужб, прямом или косвенном. "Сложно отделаться от мысли, что Литвиненко стал агентом, вышедшим из-под контроля спецслужб, и его убрали - если не сама спецслужба, то при ее контроле либо при ее попустительстве", - считает обвиняемый в отравлении Литвиненко.

Что же касается факта участия в этом деле "русской мафии" как одной из версий убийства, тут Луговой пояснил: он полагает, что покойный, возможно, сотрудничал еще и с испанской полицией, на которую вышел по собственной инициативе, и через нее оказывал услуге по добыче информации для упомянутой "русской мафии". "Речь идет об аресте Шахро-младшего и его сподвижников", - рассказал Луговой. По его словам, Литвиненко сам ему поведал, как лично выезжал в Израиль для встречи с Леонидом Невзлиным: "Саша [Литвиненко] говорил, что заработал денег, помогая испанским полицейским в разоблачении Шахро-младшего. Я не думаю, что его разоблачения в Испании остались без внимания бандитов. Может быть, отсюда был такой варварский способ его умерщвления", - сказал Луговой.

Третья озвученная им версия, по мнению самого участника пресс-конференции, наиболее вероятна и правдоподобна. Назвав Березовского "выдающимся мастером политической интриги", Луговой добавил несколько подробностей отношений олигарха с Литвиненко, о которых якобы узнал от самого покойного во время одной из их лондонских бесед. "Литвиненко мне рассказывал, что Березовский практически снял его с довольствия, уменьшив в три раза ему зарплату. В последнее время и он, и Саша опасались, что российской Генпрокуратуре удастся договориться с британцами и экстрадировать Березовского в Россию", - сказал Луговой.

По словам бизнесмена, Александр Литвиненко накануне гибели признался Дмитрию Ковтуну в том, что получил в свое распоряжение неопровержимые доказательства незаконной деятельности Березовского на территории Великобритании. Если бы эти документы были переданы в распоряжение соответствующих органов или стали бы достоянием гласности, у Березовского моментально возникли бы серьезные проблемы с предоставленным ему статусом политического беженца. По словам Лугового, Литвиненко в разговоре дал понять Ковтуну, что имеющиеся у него документы могут быть оценены в несколько миллионов долларов, если об их существовании намекнуть Березовскому. "Все еще находясь в материальной зависимости от Березовского - а Березовский оплачивал обучение сына и проживание семьи Литвиненко в Лондоне - Литвиненко обратился к Ковтуну с просьбой найти надежного человека, который познакомил бы Березовского с этими компрометирующими материалами", - объяснил Луговой.

Несмотря на очевидную для Лугового опасность такого рискованного предприятия, Литвиненко, со слов Ковтуна, был полностью уверен в успехе, исходя из характера добытого им компромата. После этого разговора Ковтун и Луговой, по признанию участника пресс-конференции, решили не придавать ему особого значения: "Не желая ни прямо, ни косвенно участвовать во всем этом, не воспринимая Литвиненко всерьез, мы с Ковтуном сочли за благо побыстрее забыть об этом разговоре. Но, вспоминая сейчас подробности встреч с Литвиненко и его убежденность в том, что компрометирующие материалы, которыми он располагает, могли бы радикальным образом изменить его пошатнувшееся материальное положение, могу предположить, что он [Литвиненко] не оставил попыток шантажировать Березовского, что вполне возможно и привело к столь печальным последствиям".

Озвучив, таким образом, три версии убийства Литвиненко, Андрей Луговой отметил, что их на самом деле может быть и больше. "И мне понятно, почему так долго решался вопрос с предъявлением обвинения", - добавил Луговой, сославшись на тот факт, что смерть экс-агента ФСБ в любом случае не обошлась без определенного участия британских спецслужб.

Ущерб от все этой истории Луговому был нанесен и в связи с отравлением полонием-210. В настоящее время он, по его же признанию, чувствует себя удовлетворительно, но это результат длительного частного курса в московской больнице №6, где пострадавший от радиации российский бизнесмен провел целый месяц. "Лечение обошлось довольно дорого", - добавил участник пресс-конференции. Он также отметил, что представители британской стороны, будучи осведомленными о причинах гибели встречавшегося с Луговым Литвиненко, не предупредили его самого о грозящей опасности.

Участник пресс-конференции также обратил внимание присутствующих на подозрительно высокую смертность в окружении Бориса Березовского. "Вообще когда-нибудь и кем-нибудь будет написана книга о Березовском под названием "Дьяволиада", потому что слишком много людей из его окружения были убиты", - подчеркнул Луговой. Он назвал еще одно имя, якобы связанное с преступной деятельностью олигарха. Это журналистка Елена Трегубова, против которой Березовский, по словам обвиняемого британской прокуратурой российского бизнесмена, готовил провокацию. Об этом Луговой, по его признанию, узнал от самого провокатора, 26 октября 2006 г. лично позвонившего ему и попросившего о встрече, чего не было ни разу за последние семь лет. После этого имел место десятиминутный разговор в офисе Березовского, в ходе которого олигарх попросил бывшего сотрудника КГБ взять Трегубову под охрану, мотивировав это тем, что ей угрожает такая же опасность, как убитой Анне Политковской.

"Я спросил у него, почему он так думает. Он ответил, что она писала против Путина. Он сказал, что оплатит ее охрану, - сообщил Луговой. - Я думаю, что готовилась провокация против Трегубовой, потому что Березовский сам никогда не просил кого-то брать под охрану, только через партнеров. Мы взяли паузу обдумать все это. Хорошо, что Трегубова уехала из России. Если бы что-то случилось и рядом были бы мои люди, то для Березовского было бы хорошее алиби, и он смог бы все это связать с делом Литвиненко", - пояснил участник пресс-конференции.

Что касается деятельности опального олигарха на территории Великобритании, то тут Луговой позволил себе обратить внимание британской стороны на непростительное попустительство Березовскому. По мнению обвиненного в убийстве Литвиненко, общественности туманного Альбиона стоило бы по-настоящему озаботиться тем, что творят в этой стране некоторые российские граждане, получившие политическое убежище в Лондоне. "Они торгуют британским гражданством, как китайскими тряпками, а вы в это время хлопаете ушами и стучите себя по ляжкам", - произнес Луговой, попутно извинившись за резкие выражения.

Луговой раскрыл еще один аспект секретной деятельности покойного Литвиненко. По словам экс-агента КГБ и ФСБ, тот, ко всему прочему, выполнял поручения эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева: "Он [Литвиненко] бывал в Стамбуле по поручению Ахмеда Закаева, где встречался с какими-то представителями чеченских формирований". Луговой также добавил, что Литвиненко ему как-то говорил о своем пребывании в Панкисском ущелье, но не уточнял, по каким делам.

Андрей Луговой, обвиненный британской прокуратурой в отравлении Александра Литвиненко, на пресс-конференции отдал себя на милость российских властей. Он, по его словам, готов ответить перед отечественным правосудием, если оно предъявит ему обвинения на основании присланных из Лондона документов.

"Мне кажется, что британская Королевская прокуратура, заявив, что обвиняет меня, а не российские власти и спецслужбы, фактически предлагает России компромисс. Вы, то есть Россия, молчите о наших контактах с Березовским, Литвиненко и Луговым, а мы откажемся от обвинения в адрес российских спецслужб и президента. Они же, зная, что Россия не выдает своих граждан, формально закрывают дело, и на радость обеих спецслужб все затихает. Но я категорически с этим не согласен! Надо же, нашли российского Джеймса Бонда, проникающего в ядерные центры, хладнокровно травящего своего приятеля, а потом заражающего себя, своих друзей, детей и жену! И все это сделал "террорист-одиночка Луговой", который при этом теряет свой бизнес и клиентуру. А главное, во имя чего? Где все тот же пресловутый мотив моего преступления? В Лондоне рассчитывали, что я буду молчать, радуясь, что меня не выдали властям Великобритании, и все вопросы сами собой разрешатся", - заявил Луговой.

К беседе с журналистами присоединился и второй участник пресс-конференции - Дмитрий Ковтун. Он сказал, что полиция Германии может арестовать его при первом же появлении на территории страны: "Мне через моего адвоката пришло письмо от немецкой прокуратуры, что в случае моего появления в Германии они не гарантируют, что я не буду арестован там немедленно". Но никакой информацией относительно уголовного дела, возбужденного против него германской прокуратурой, российский бизнесмен, по его собственному признанию, не располагает: "Мой адвокат еще не может войти в процесс. Немецкая полиция этому препятствует".

По итогам пресс-конференции заявление для прессы сделал представитель британского посольства в Москве, который охарактеризовал убийство Литвиненко как уголовное дело, "а не вопрос разведки". "Мы ожидаем официального и конструктивного ответа (на запрос об экстрадиции Лугового)", - добавил дипломат.

Со своей стороны, фактически обвиненный Луговым в причастности к убийству Литвиненко Борис Березовский дал интервью радиостанции "Эхо Москвы", в котором заявил, что не имеет никакого отношения к британским спецслужбам. Олигарх, в свою очередь, утверждает, что "заявление Лугового - это заявление Кремля".

Тамара КАЛИНИНА |
Выбор читателей