Йоко и ее тараканы

Читать в полной версии →
Фланируя между гигантским стулом, гипермышеловками и огромной барабанной палочкой, каждый посетитель выставки, наделенный богатым воображением, имеет шанс почувствовать себя тараканом в Нью-Йорке


ФОТО: AP



Известно, что девушки, знающие себе цену, обычно заставляют себя долго ждать. Не удивительно, что самая известная в мире вдова, а по совместительству вполне преуспевающая художница Йоко Оно не торопилась на свидание с московскими зрителями. Выставка, позиционировавшаяся как украшение Второй московской биеннале современного искусства, открылась солнечным майским днем на четвертом этаже ЦУМ. Немалые усилия к тому, чтобы проект все же состоялся, приложил Фонд содействия развитию культуры "Русский век". Но, как оказалось, даже самые приближенные к телу посредники не имели ни малейшего понятия о том, что, собственно, будет представлено на выставке с громким названием "Одиссея таракана". Похоже, что и сама художница до последнего момента не особенно парилась на эту тему.

Впрочем, ей всегда было глубоко плевать на мнение общественности. После гибели любимого мужа она удачно встала у кормила власти и строго блюдет авторские права Леннона. А все силы, остающиеся от работы менеджера, тратит на искусство. Потому как Йоко Оно на сегодняшний день считается в Америке не только талантливой художницей и композитором, но и одной из основоположниц искусства концептуализма. Еще на заре 1960-х она, одной из первых, серьезно увлеклась искусством перформанса. Сумев удачно соединить действие с соответствующим "музыкальным аккомпанементом", Оно повлияла на развитие музыкального и исполнительского искусства второй половины прошлого столетия, утверждают энциклопедии.

Но, как бы ни пыталась Йоко Оно прочно войти в историю мирового искусства, судьба уготовила ей горький удел оставаться лишь тенью "того самого" - перспектива сомнительная, учитывая темперамент японки. С другой стороны, не будь в ее жизни "тех самых", любящих и спонсирующих, кто бы из нас потянулся по адской жаре в ЦУМ?


Фото: AP

Потому как, между нами говоря, художница из Йоко Оно оказалась так себе. То есть, если вы провели бурную юность и лет 20 – 30 назад носили фенечки, ездили автостопом и закидывались "колесами", то скупая ностальгическая слеза невольно навернется на ваши глаза при виде растиражированных символов свободы и протеста времен Вудстока и войны во Вьетнаме. Поломанные беспомощные манекены, плакатики типа "War is over", груды одежды и обуви а-ля Освенцим, непременные солдатские каски и разбросанные по бетонному полу "потерянные" предметы, залитые кровью (по свидетельству очевидцев, краску лила лично Йоко Оно)... Все это - красноречивые свидетельства ушедшей и даже частично позабытой эпохи, но, увы, творческой потенцией и креативной энергией в ЦУМ даже не пахнет.

"Одиссея таракана" - принимающая форму развернутой театральной мизансцены инсталляция, своего рода опыт таракана, путешествующего по огромному мегаполису", объясняют кураторы проекта. "Я решила один день побыть тараканом и взглянуть на то, что происходит в городе, его глазами. Поскольку мы с легкостью говорим, что Нью-Йорк - культурный центр нашего общества, я сняла здесь разные кадры городских окраин, представив их с точки зрения таракана. Посмотрев на мир глазами другой сильнейшей расы, мы можем исследовать ту подлинную реальность, которая возникает в наших мечтах и ночных кошмарах. Приглашаю вас присоединиться ко мне в этой одиссее", говорит художница. Плавно фланируя между гигантским стулом, гипермышеловками и огромной барабанной палочкой, каждый посетитель выставки, наделенный богатым воображением, имеет реальный шанс почувствовать себя тараканом в Нью-Йорке.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей