ФОТО: AP |
"Пора довести этот вопрос до ума", - заметил президент. "Пришло время, - сказал он, - продвинуть вперед план Ахтисаари". В конце концов, по мнению США, "это должно произойти", - это Буш сказал уже в Риме, после встречи с итальянскими политиками и Папой Бенедиктом XVI.
Однако пока такой тенденции не наблюдается, и теоретическое "должно" на всевозможных форумах и круглых столах не поднимается выше уровня "вероятно" и "возможно", а порой даже падает до "исключено". Одним из противников идеи независимости Косово – в каком бы то ни было исполнении – является Россия. Кремль не приемлет плана Ахтисаари и настаивает на том, что край должен оставаться в составе Сербии – по крайней мере, сейчас ему отделяться совершенно незачем.
Саммит G8, как и все предыдущие саммиты, не принес облегчения – процесс не сдвинулся с мертвой точки. Кстати, о бессмысленности бесконечного "решения" этого уже якобы решенного вопроса ранее говорили и европейские лидеры – говорили с разной степенью мягкости и канцлер Германии Ангела Меркель, и президент Франции Николя Саркози. Меркель советовала, Саркози настаивал; Буш, как видим, уже возвещает независимость злосчастного Косово, де-факто давно живущего своей жизнью.
Напомним, план Ахтисаари предполагает, так сказать, 90-процентную суверенизацию края. Косово сможет создать собственную конституцию, свой гимн, государственный флаг, получит право на членство в различных международных организациях, но при этом сохранит слабую бюрократическую привязку к Сербии. Этот план приветствуют США и Европа, и категорически не приемлют Россия (единственная из всей "восьмерки") и Сербия. Белград требует возвращения Косово в состав страны в виде автономии. Принять какое-то решение ООН может лишь тогда, когда все стороны конфликта согласны с компромиссным проектом. План Ахтисаари считается компромиссным. Согласия как не было, так и нет.