На Ближний Восток пикируют "ястребы"

Читать в полной версии →
На фоне затяжного конфликта и в Израиле, и в Палестине обостряется борьба за власть. В активе "голубей" остались только призывы к мировому сообществу, действия которого редко приводят к ожидаемым результатам


ФОТО: АР



Днем больших политических перемен стало для Ближнего Востока 13 июня 2007 года. В Палестинской автономии длительное противостояние между ФАТХ и ХАМАС вылилось в правительственный кризис и боевые действия, размах которых позволяет говорить о начале гражданской войны. В Израиле появился новый президент и избран новый лидер левой партии "Авода", заявления которого предвещают серьезное переформатирование всего политического поля.

В Палестине в борьбу за реальную власть и идеологическое доминирование вступили боевики, входящие в радикальные объединения двух правящих организаций: ФАТХ, лидером которой является глава ПНА Махмуд Аббас, и ХАМАС, полтора года назад победивший на признанных демократическими выборах.

В Израиле разгребают завалы, оставленные стране прошлым премьер-министром Ариэлем Шароном, который сначала насаждал еврейские поселения на палестинских территориях, потом начал их ликвидацию и строительство демаркационной стены, затем спровоцировал в 2006 г. правительственный кризис и в ходе подготовки к парламентским выборам расколол правую партию "Ликуд" ради создания новой партии Кадима. А в довершении всего внезапно заболел, а затем впал в кому, тем самым приведя к власти нынешнего крайне непопулярного премьера Эхуда Ольмерта.

Сводки с мест боевых действий в Палестине позволяют говорить о попытке военного переворота. Все началось с синхронной атаки боевиков ФАТХ на здание телекомпании "Аль-Акса", контролируемой ХАМАС, и на штаб-квартиры этой организации в разных населенных пунктах Сектора Газа. В ответ ХАМАС выбил подразделения ФАТХ из центральных районов Газы и захватил здание, в котором размещалась служба безопасности Махмуда Аббаса. Аналогичным нападениям подверглись и другие госучреждения, контролируемые ФАТХ.

На этом фоне министры от ФАТХ приостановили работу в коалиционном правительстве, глава автономии и лидер ФАТХ Махмуд Аббас приказал подчиняющимся ему силовым структурам подавить "мятеж исламистов" и покинул Сектор Газа, где уже начинался штурм его резиденции. Беженцы двинулись к границе с Египтом, но она оказалась закрытой. Объявившийся на Западном берегу Иордана Аббас назвал происходящее "безумием", призвал стороны "сложить оружие" и потребовал ввести в зону конфликта международных миротворцев.

Вместо ответа миссия ООН начала эвакуацию своих сотрудников из Газы. В это время достоянием публики стали фрагменты секретного доклада бывшего представителя ООН в Израиле - перуанского дипломата Альваро де Сото. Судя по этим "утечкам", главная ответственность за дестабилизацию ситуации в ПНА лежит на Израиле, отказывающемся от диалога с законно избранной властью автономии, и на поддержавших Тель-Авив США.

Эти обвинения отчасти справедливы, однако у Израиля есть "своя правда". Палестинская сторона требует возвращения в Израиль всех беженцев и передачи под ее юрисдикцию ряда территорий на Восточном берегу Иордана, в том числе, и Восточного Иерусалима, что вызывает крайне негативную реакцию в Израиле, которому удалось объединить древнюю столицу в ходе Шестидневной войны 1967 года.

Кроме того, не стоит упускать из виду и перспективы, коими чреваты для Израиля последние события в Палестинской автономии. С одной стороны, пока ХАМАС и ФАТХ дерутся между собой, Израиль может спокойно заниматься своими делами. Однако, с другой стороны, в результате этих столкновений к власти в автономии могут прийти отъявленные радикалы, с которыми будет невозможно договориться ни о чем. И данный факт вряд ли устроит руководство Израиля, ведь это государство никак не осмыслит последствий прошлогодней войны в Ливане.

Сегодня главными виновниками в провале ливанской операции считают премьер-министра Эхуда Ольмерта и министра обороны Амира Переца. Но сам список предъявляемых им претензий свидетельствует о расколе израильского общества, единого только в своем недовольстве нынешней властью. Скандальная отставка президента страны Моше Кацава, обвиненного в сексуальных домогательствах и изнасиловании, не привела к потрясениям просто потому, что реальная власть в стране сосредоточена в руках главы правительства.

А вот избрание на этот пост политического тяжеловеса Шимона Переса, поддержанное премьер-министром Эхудом Ольмертом, можно рассматривать как шаг примирения элит. Однако в тот же день новым лидером входящей в правительственную коалицию левой партии "Авода" был избран Эхуд Барак, еще до своего избрания обещавший вывести "Аводу" из коалиции, если Ольмерт не откажется от поста премьер-министра.

Такой поворот событий повлечет за собой досрочные парламентские выборы, о необходимости которых давно говорит лидер оказавшейся в оппозиции партии "Ликуд" Беньямин Нетаньяху, являющийся, по оценкам экспертов, одним из наиболее вероятных претендентов на пост премьера. По своим взглядам Нетаньяху принадлежит к правому спектру, и его программа, включающая такие пункты, как либерализация экономики и урезание социальных программ, выглядит гораздо более воинственно, нежели предвыборные заявления нового президента Шимона Переса.

По словам Нетаньяху, его страна должна занять более решительную позицию: "заставить враждебные Израилю силы расстаться с мыслью о возможном уничтожении еврейского государства" и для этого укрепить страну, в первую очередь, в военном и экономическом отношении. Такой подход, по словам лидера "Ликуд", подразумевает отказ от "ошибочной концепции", согласно которой только мир с соседними странами принесет стране процветание. Напротив, лидер "Ликуда" считает, что условием мира является мощь страны, а условием начала переговоров с Палестинской автономией должен стать отказ палестинской стороны от требования возвращения беженцев.

Главной угрозой существованию Израиля Нетаньяху считает Иран, спонсирующий палестинских и ливанских террористов и угрожающий уничтожить Израиль. Что касается переговорного процесса с Сирией, то тут глава "Ликуда" тоже продемонстрировал твердость, заявив, что ни при каких условиях не согласится отдать Голанские высоты. В общем, легко видеть, что этот политик не является "голубем", и его гипотетически возможное соседство с лауреатом Нобелевской премии мира и автором идеи нового Ближнего Востока Шимоном Пересом чревато весьма серьезными разногласиями.

Но пока находящийся в оппозиции "Ликуд" не в состоянии разрушить наметившийся консенсус. Это под силу только новому лидеру "Аводы" Эхуду Бараку, от решения которого зависит устойчивость нынешней конфигурации власти. Если он выведет "Аводу" из коалиции, будут досрочные выборы, победить на которых при нынешнем раскладе сил и настроениях в обществе вполне может "Ликуд". А такое развитие событий ставит под сомнение дальнейшую политическую карьеру Барака и совершенно не нужно нынешнему главе Кабинета министров Эхуду Ольмерту, ведь у него еще есть шанс укрепить свое положение.

По мнению экспертов, премьер-министру следует отправить в отставку нынешнего министра обороны Амира Переца и предложить этот пост лидеру "Ликуда" Бараку. В этом случае будут сразу убиты два зайца: власть избавится от ставшего всеобщим раздражителем министра, а Барак окажется во власти, и ему будет незачем разрушать коалицию и провоцировать досрочные выборы. Еще одним преимуществом сохранения равновесия может стать повышение авторитета нового президента Шимона Переса, с именем которого в Израиле связывают надежду на реальное вмешательство в ближневосточный конфликт международного сообщества.

В общем, легко видеть, что на фоне затяжного конфликта между Израилем и Палестиной, в каждом из этих государственных образований обостряется борьба за власть. Тот факт, что одни воюют с оружием в руках, а другие - путем подковерных интриг, не меняет сути дела. Сегодня в активе "голубей" - израильского Шимона Переса и палестинского Махмуда Аббаса - остались только призывы к мировому сообществу, действия которого далеко не всегда приводят к ожидаемым результатам. И эта неопределенность, будучи помноженной на серьезность конфликта, делает актуальной выход на первые роли "ястребов".

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей