Провинциальные сокровища

Читать в полной версии →
В областных и городских музеях хранится немало настоящих шедевров. С некоторыми из них можно познакомиться на выставке из собрания Государственной художественной галереи ХМАО в Музее личных коллекций


ФОТО: museum.ru



Избалованные зарубежными поездками и массовыми вылазками в лучшие сокровищницы искусств, рассеянные по всему миру, москвичи нечасто посещают свои же собственные музеи. А о некогда популярных туристических маршрутах по российским городам и весям говорить и вовсе не приходится. Между тем, в областных и городских художественных музеях, разбросанных по просторам нашей страны, хранится немало настоящих шедевров. Многие из них попали в провинцию в конце 1920-х годов, когда молодое советское правительство, национализировавшее лучшие частные собрания Москвы и Петербурга, решило распределить полученные сокровища "по-пролетарски". С другой стороны, еще в незапамятные дореволюционные времена даже в самых удаленных от блестящей столицы местечках находились люди, искренне интересовавшиеся искусством. И нередко случается, что наиболее оригинальные и интересные произведения, считающиеся украшением нынешнего музея, когда-то принадлежали скромной супруге местного помещика или нуворишу-сахарозаводчику.

Первыми возможности провинциальных музеев оценили по достоинству кураторы Третьяковской галереи – в рамках масштабного многолетнего проекта "Золотая карта России" в залах Третьяковки были представлены коллекции из самых дальних уголков России. Вслед за Третьяковкой Школа акварели Сергея Андрияки организовала серию графических выставок из собраний российских музеев. Наконец, дошла очередь и до Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – в залах Музея личных коллекций открылась выставка из собрания Государственной Художественной галереи Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа.

Надо сказать, что в отличие от Третьяковки, предпочитающей работать со старыми и "заслуженными" российскими музеями, кураторы из ГМИИ выбрали себе в партнеры чуть ли не самую молодую галерею в нашей стране – формирование художественного собрания Ханты-Мансийска началось в 1996 г. в рамках программы Фонда поколений "Раритеты и художественные ценности". Таким образом, коллекция этого музея состоит из вещей, приобретенных на недавних международных аукционах (в том числе, "Сотбис" и "Кристис"), а также подаренных нынешними меценатами, среди которых, разумеется, преобладают короли местных газовых и нефтяных компаний.


Фото: museum.ru

На выставке представлено около 70 произведений живописи и графики из собрания галереи, относящиеся к периоду XIX – первой половины XX веков. Учитывая классовую принадлежность новых русских меценатов, состав выставки выглядит вполне ожидаемо: море Айвазовского и Боголюбова, война Верещагина, круглолицые купчихи Кустодиева, томные красавицы Семирадского и навязчиво-оптимистичный пейзаж Шишкина. А также, конечно, произведения самых известных мастеров русской школы: Бакста, Коровина, Серова, Крамского, Брюллова, Лентулова, Петрова-Водкина и других. Не претендуя на оригинальность, собрание Ханты-Мансийской галереи, безусловно, заинтересует знатоков русского искусства. Прежде всего, можно составить вполне исчерпывающее представление о том, какого уровня шедевры нынче реально достать на антикварном рынке. Кроме того, отсутствие в коллекции раскрученных шедевров, известных нам по учебнику "Родная речь", позволяет познакомиться с менее известными и даже маргинальными работами известных мастеров.

Гвоздем программы считается гигантское полотно Малявина "Автопортрет с женой и дочерью". Сам факт появления этого монстра в Москве, учитывая посконную безысходность русских дорог, может рассматриваться исключительно как событие из ряда вон выходящее.

Выставка работает до 2 сентября

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей