Уиллис снова вылез и спас

Читать в полной версии →
Перед нами тот редкий случай, когда один удачный образ плюс большой бюджет делают фильм неотразимым. Так что идите на четвертого "Орешка", запасясь пивком и попкорном, он ваших ожиданий не обманет: наши победят

Крепкий орешек 4.0 (Live free or die hard)
США, 2007
Режиссер: Лен Уайзман
В ролях: Брюс Уиллис, Тимоти Олифант, Джастин Лонг, Мэгги Кью





Четвертая часть знаменитой истории о суперкопе из Джерси зрела у продюсеров больше десяти лет, чтобы разродиться высокобюджетной фантазией на тему Терминатора и Агента 007, оставив за бортом все попытки хоть как-то отрефлексировать предыдущие достижения сценаристов, придумавших героя, которому тяжело умирать.

Стоит напомнить, что из предыдущих серий как раз последняя, третья, снятая в 1995 г., была просто отличным фильмом, со звездами в лице Сэмюэля Л.Джексона и Джереми Айронса, сделанная известным режиссером Джоном МакТирненом, автором и первого фильма, по добротному сценарию с лихо закрученной интригой. Второй "Крепкй орешек" снимал тоже не абы кто, а автор "Скалолаза" и "Стирателя" Ренни Харлин. Правда, он был послабее.

И вот спустя 12 лет стареющий, но по-прежнему находящийся в отличной форме любимчик слабой половины человечества Брюс Уиллис нашел малоизвестного молодого (1973 года рождения) режиссера Лена Уайзмана, чтобы доверить тому ставшую легендой историю полицейского Джона МакКлейна.

Во всех своих многочисленных интервью по поводу выхода четвертого "Ореха" Уиллис признается, что ему страшно захотелось вспомнить молодость (первый фильм вышел 19 лет назад). Он пересмотрел кучу фильмов, пока не наткнулся на малоизвестный вампирский боевик Уйазмана "Подземелье", и со словами "это тот парень!" не отдал обалдевшему от счастья чуваку сценарий "всемогущие программисты vs Die Hard".

А дело тут вот в чем: по задумке авторов, в XXI веке всем на свете заправляют дико таинственные в своей яйцеголовости компьютерные программисты, в деятельности которых поколение тех, кому "давно за...", как самому Уиллису, не разбирается в принципе. Сюжет крутится вокруг обывательской по сути идеи – что с помощью высоких технологий, вмешавшись в работу серверов, можно в одночасье завоевать мир, порушить любую финансовую систему, покуситься на благополучный образ жизни американцев и учинить глобальное безобразие.

Все это, якобы, доступно горстке высоколобых пацанов-любителей, пишущих программы взлома машинных кодов. Зачем они кладут жизнь на это – никто не ведает, главное – взломать. Р-раз – и отключили пол-Америки от газоснабжения. Р-раз – и перевели деньги всех налогоплательщиков себе на счет. Куда, на кой, в каком банке... а неважно. Ну, и все в таком же духе.

Компьютерная тема дается в проброс, как сама собой разумеющаяся: любой чувак, петрящий в кодах, может взломать за пару минут любой пароль и, скажем, перекачать миллиарды со счетов ФБР в карман злоумышленников. Поэтому герои фильма (конечно, кроме бессмертного Брюса) большую часть времени, когда что-нибудь не взрывается, долбят по клавишам со скоростью примерно 100 ударов в секунду, с особым цинизмом обходя защиты самых секретных служб, демонстрируя тем самым новый архетип коллективного бессознательного: на сетевом жаргоне это называется "кул хацкер".

С этой точки зрения "Орех 4.0" – бред сивой кобылы, с более чем идиотским сценарием, даже рядом не валявшимся с предыдущими фильмами. Этакая гремучая смесь жанров, где в какой-то момент ловишь себя на мысли, что все буквально высосано из тысяч подобных фильмов, и нет ни единой свежей сюжетной идеи. С другой стороны, перед нами боевик в незамутненно чистом виде, с кучей дорогостоящих спецэффектов, наворотов, неожиданных технических приемов, придающих фильму очарование чисто голливудского грандиозного зрелища. Один эпизод с истребителем F-16, взрывающимся на автомобильной эстакаде, в который перепрыгивает из разбитого грузовика детектив МакКлейн, на мой взгляд, стоит потраченного времени и денег на билеты. Плюс нестареющий ни в жизни, ни по сценарию Уиллис, демонстрирующий абсолютную неуязвимость для пуль и нечеловеческую, чисто терминаторскую меткость, вкупе с неистребимой уверенностью, что хорошие парни все равно замочат плохих – что они и делают, обычно в последний момент.

А каков Уиллис-герой: просто образец актерского обаяния и харизмы даже вне и помимо какой-либо режиссерской концепции! Любо-дорого смотреть, весь ходит окровавлённый, что твой гладиатор. Просто пупсик.

Перед нами тот относительно редкий случай, когда один удачный образ плюс большой бюджет делают фильм неотразимым. Вот понимаешь всем существом – байда, чушь собачья, бредятина, а все равно приятно... Это ж какая психотерапия для зрителя, почище любого доктора Курпатова! И вот в чем сила голливудского героического эпоса про полицейских. Ну как их после такого не уважать: всегда знаешь – выкрутятся наши герои, и с простреленными ногами найдут и уроют преступника хоть в космосе. Поэтому что уж сетовать на дебильный сценарий, когда такие люди выделывают такие трюки да за такие бабки. Жаль, правда, что современные компьютерные технологии порой начисто лишают авторов необходимости думать о драматургии, но все же перед нами пускай и разнесенный по времени, но сериал. А даже в приличных киносериалах последние эпизоды обычно снимают ученики. Так что спокойно идите всей семьей на четвертого "Орешка", запасясь пивком и попкорном, он ваших ожиданий не обманет: наши победят.


Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей