США загоняют Россию в угол

Читать в полной версии →
Первый вице-премьер Сергей Иванов назвал примерное время появления глобальной системы ПРО. Однако Вашингтон непоколебим и не собирается отказываться от своих планов насчет Восточной Европы




Последние российские предложения, прозвучавшие во время визита Владимира Путина в поместье Бушей, еще больше запутали и без того непростую ситуацию с возможным размещением американских противоракет в Европе. Чего Москве стоит ждать от Вашингтона в ближайшем будущем? Какой ответ готовит Россия в случае официального отказа США от идеи совместного использования Габалинской РЛС? На эти и другие вопросы в минувшее воскресенье ответил первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов.

В интервью программе "Вести недели" он заявил, что реализация российских инициатив, которые носят "исторический и новаторский характер", может привести к созданию единой глобальной системы ПРО к 2020 году: "Наши предложения предусматривают в перспективе создание глобальной противоракетной обороны с участием, причем равным, многих государств"; причем речь идет не только о странах НАТО и союзниках США, но и об остальной Европе, "включая нейтральные страны - Австрию, Финляндию, Швецию".

Говоря о Габалинской РЛС, первый вице-премьер назвал ее использование наилучшим из возможных вариантов, подчеркнув, что станция "наблюдает не только ракетные пуски по баллистической траектории, но и все пуски крылатых ракет в огромном сегменте, охватывающем не только Иран", сказал Иванов. "Кроме того, Россия готова в будущем предоставить в общую информационную систему новую российскую радиолокационную станцию, сооружение которой сейчас ведется в Краснодарском крае, в Армавире", - напомнил Иванов, добавив, что такие станции уже имеются на вооружении российских Космических войк. "Это вклад России. Мы понимаем прекрасно, что нужны, наверное, другие технические средства. На наш взгляд, ими легко могли бы быть системы американские "Иджис", которые базируются на кораблях военно-морского флота США, которые можно базировать в океане, к примеру, к югу от опасных районов, и ряд других технических средств".

Сергей Иванов подчеркнул, что эта инициатива России в корне меняет всю архитектуру безопасности и уровень доверия друг к другу, "потому что при равном доступе стороны, естественно, понимают, что мы не враги, мы не соперники, и холодная война окончательно ушла в прошлое". При этом возможное сотрудничество "неизбежно рано или поздно приведет к обмену очень чувствительными военными технологиями, и Россия к этому готова". Пока же, сообщил вице-премьер, с Вашингтоном достигнута договоренность о проведении встречи экспертов министерств обороны и иностранных дел США и России для обсуждения последних предложений Москвы с тем, чтобы уже к осени главы силовых и внешнеполитических ведомств могли обсудить все вопросы на более высоком уровне. Россия надеется, что "к концу года ситуация будет более-менее ясна".

Говоря о планах размещения американских систем ПРО в Польше и Чехии, Иванов еще раз напомнил, что, по мнению Москвы, такие намерения не только создают "угрозу военной безопасности России", но и повышают политические риски. "Может быть, несколько искусственно, но нас пытаются столкнуть лбами именно с Европой, - сказал Иванов. - Для того чтобы провести какую-то новую разделительную линию, если хотите, новую "берлинскую стену". Зачем это нужно, мы не понимаем. Мы готовы к сотрудничеству и с Европой, и с Соединенными Штатами, и сделанными предложениями мы это ясно показали".

Между тем еще в субботу стало известно о том, что Белый дом отклонил предложение по совместному использованию Габалинской РЛС в ответ на отказ США от размещения ПРО в Восточной Европе. Об этом в интервью телеканалу CNBC заявила госсекретарь США Кондолиза Райс. По ее словам, Вашингтон не согласен с инициативой Москвы, которая выступает то с протестами, то "с рядом своих собственных идей". "Мы согласны с тем, что это может стать сферой, в которой российско-американское сотрудничество способно совершить гигантский рывок вперед, но это в будущем, а пока мы считаем необходимым, продвигать наши договоренности с Чехией и Польшей", - заявила Райс.

Сергей Иванов, отвечая на вопрос о возможном развитии событий в такой ситуации, заметил, что не хотел бы предвосхищать итоги намеченных переговоров, поскольку и США, и НАТО необходимо как следует все осмыслить. "Сначала планы создания третьего позиционного района глобальной ПРО США с европейскими партнерами по НАТО вообще не обсуждались, - напомнил первый вице-премьер. - Они обсуждались только с двумя странами: Чехией и Польшей. Суверенными государствами. Теперь, по-моему, натовские страны уже проявляют интерес к вхождению или участию в этих переговорах. Какой будет сделан выбор нашими партнерами, я сказать не могу, но продолжение планов и последующая их реализация по установке противоракет в Польше и радара в Чехии, представляет для России очевидную угрозу... Я бы мечтал услышать от наших американских партнеров, почему это нам не угрожает. Здесь пока позиция у нас диаметрально противоположная".

По словам Иванова, если США в итоге не откажутся от планов размещения систем ПРО в Польше и Чехии, то Россия будет вынуждена принять контрмеры: "в том числе, рассмотреть вопрос о возможности развертывания оперативно-тактических комплексов "Искандер" в европейской части РФ, в том числе и Калининграде". Однако кому-либо угрожать и кого-либо шантажировать Москва не собирается: "нас просто могут загнать в угол, и у нас не будет возможности никакого маневра, кроме как пойти на этот шаг", - объяснил Иванов.

Евгений СМИРНОВ |
Выбор читателей