|
Напомним, что давно и широко обсуждаемый проект реконструкции площади предусматривает строительство небольшого транспортного тоннеля на пересечении Тверской улицы и Страстного-Тверского бульваров с освоением окрестного подземного пространства и строительством паркинга на 800 машиномест. Последнее необходимо для того, чтобы убрать припаркованные возле площади машины на скрытую под землей стоянку, а также соединить выходы со станций метро "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". Как заявил на заседании общественного градостроительного совета главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, сейчас для пассажиров, переходящих с "Чеховской" на "Пушкинскую" или "Тверскую", отсутствие соединяющего вестибюля создает определенные неудобства. "Эта проблема будет решена при проведении работ по реконструкции Пушкинской площади", - пообещал Кузьмин.
Практика освоения подземного пространства распространена в большинстве крупных европейских городов в районах с преобладанием исторической застройки. Наибольшего успеха в этом отношении достигли Париж, Мадрид, Вена. Протяженные туннели, скрывающие под землей трамвайные пути и автомобильные магистрали, пересадочные станции и парковки, давно уже стали неотъемлемой частью транспортных систем этих городов.
Однако если для большинства европейцев освоение городского подземного пространства давно стало вполне привычным делом, то у мало знакомых с подобным градостроительным приемом москвичей проект реконструкции Пушкинской площади вызвал ряд характерных вопросов. Не без участия всевозможных "доброжелателей" по городу поползли слухи о возможности строительства объектов и в наземной части площади, что могло привести к утрате ее исторического облика. Более того, из "особо осведомленных" источников по Москве стала распространяться информация о возможности демонтажа и переноса памятника Пушкину.
Для внесения полной ясности в происходящее столичные власти вынесли проект на широкое общественное обсуждение. Правительством Москвы было принято решение о создании специального Информационного центра, посвященного предстоящей реконструкции магистрали Тверская улица - Ленинградский проспект - Ленинградское шоссе, частью которой является и проект на Пушкинской площади. К работе центра были привлечены эксперты и представители городских властей, которые освещали детали реализуемого проекта в ходе пресс-конференций и брифингов. Именно благодаря существованию Информационного центра заинтересованные в судьбе Пушкинской площади могли убедиться в том, что никакого архитектурного волюнтаризма проект реконструкции не предполагает. Источником слухов стало, судя по всему, альтернативное предложение группы "Старая Москва", предполагающее перемещение памятника Пушкину и активное наземное строительство, отвергнутое общественностью и городскими властями на самом начальном этапе. Целью нынешнего проекта реконструкции является, прежде всего, решение транспортной проблемы, никак не влияющее на внешний облик площади. Его последняя редакция стала окончательным компромиссом, примирившим сторонников и оппонентов реконструкции.
Подтверждением того, что на Пушкинской площади, в процессе реконструкции, ничего "не вырастет", стали слова московского мэра, произнесенные во время традиционного субботнего объезда стройплощадок Москвы. "Мне понятно волнение людей. Московские проектировщики нашли такие решения, которые принципиально не трогают поверхность Пушкинской площади, а уж тем более не задевают памятник великому поэту. В то же время возникает возможность соединить два элемента Бульварного кольца. Это особенно важно потому, что Бульварное кольцо на Тверской имеет разрыв. Мы одновременно решаем проблему тоннельной связи между двумя этими элементами Бульварного кольца, не затрагивая внешнего облика Пушкинской площади и окружающей территории", - заверил Юрий Лужков.
Что касается транспортной части проекта, здесь перед строителями стоят самые серьезные задачи. Проведенные НИИПИ Генплана Москвы научные и инженерные исследования доказали, что Тверская улица от Манежа до Площади Белорусского вокзала полностью исчерпала запас пропускной способности и любые затяжки с ее реконструкцией будут способствовать приближению транспортного коллапса. В свою очередь, по данным экспертов НИИПИ, строительство тоннеля и создание бессветофорного движения на участке Пушкинской площади позволит увеличить пропускную способность магистрали в полтора - два раза.
Стоит заметить, что принимаемые меры уже нельзя назвать превентивными. Сегодня в час пик на пересечении Тверской улицы и Бульварного кольца скапливаются многокилометровые заторы, делающие центр Москвы практически непроезжим. И затягивание с развязыванием "пушкинского узла" с каждым днем будет все более негативно сказываться как на транспортной обстановке, так и на здоровье москвичей, вынужденных вдыхать выхлопные газы тысяч ползущих в пробках автомобилей.
ФОТО Ольги Соколовой