|
Если бы речь шла о том, чтобы (например) насобирать по рублю на бутылку, взаимосвязь была бы очевидной. Но тут логика совершенно иная: даже если каждый "окученный" регион, проникнувшись жалостью к притесняемому со всех сторон спикеру, "скинется" к декабрю по проценту – вечного счастья в Думе "эсерам" все равно не видать. Скидываться придется гораздо солиднее. Наверное, Миронову просто нравится число 25, а получить искомый результат на выборах он рассчитывает за счет каких-то уникальных технологий, которые резко подымут его партию до небес.
Пока же, по данным социологов, у СР всего 4%, а население с трудом представляет себе, что такое "социальная справедливость". В частности, как заявил недавно радиостанции "Маяк" директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйдман, россияне не знают, "как в нашем реальном мире может быть утвержден институт социальной справедливости и что он должен реально нести жителям нашей страны". В ходе опроса ВЦИОМ на эту тему неожиданно выяснилось, что наиболее популярна либеральная версия социальной справедливости, коммунистическая и социал-демократическая интерпретации ей уступают, а больше трети опрошенных вообще не смогли сформулировать, что они подразумевают под этим понятием.
Наблюдения социологов несколько расходятся с прогнозами политаналитиков, предсказывавших около года назад, что "справедливость" станет основной козырной картой предстоящих выборов. Видимо, на это и ориентировались в СР при выборе бренда, но этого оказалось недостаточно. Если немедленно не начать массированную "разъяснительную работу" среди граждан, сами они к зиме ни за что не догадаются, какие блага сулит им справедливость в версии именно "Справедливой России". Однако с этим-то как раз проблема: "эсеров" не пускают на телевидение, в силу чего партию "мало кто знает на региональном уровне", и видит Сергей Михайлович за всеми этими процессами всемогущую руку "некоторых представителей Администрации президента". На что он вчера и пожаловался журналистам в Новосибирске. Общаясь с руководителями региональных СМИ, Миронов подчеркнул, что не имеет возможности донести свою позицию не только как лидер партии, но и как спикер СФ.
Понятно, что в условиях упомянутой им "информационной блокады" лидеру СР, как и всем приличным оппозиционерам, остается лишь "живое общение с народом". Мол, если гора не идет к Магомету, не мытьем, так катаньем партия "донесет свою позицию до избирателя", уныло обещает Миронов. Такую же тактику перед белорусскими президентскими выборами избрал для себя кандидат от оппозиции Милинкевич, тоже упрекавший Батьку в полной изоляции от СМИ. Миронов, конечно, в президенты не баллотируется (и об этом вчера в очередной раз заявил согражданам) и Путина лично ни в чем не винит, но обида "на жизнь" сквозит буквально в каждом слове: "просто не показывают, вырезают, не пускают". Видимо, ему не понятно, почему вместо обещанной гордой роли "второй ноги" Кремля его конструкции отводится участь какого-то обшарпанного костыля - но ничего не поделать. Затею с СР Сурков лично не инициировал и поддержки не обещал. Так что с "некоторых представителей администрации", как говорится, и взятки гладки. А президент решил не вмешиваться - чем еще раз дал понять, что проект Миронова сам по себе.
Кстати, если говорить о президентских амбициях, нелишне вспомнить установки товарища Зюганова. Тот открыто заявил о том, что лидер крупнейшей партии должен быть готов к борьбе за президентское кресло, "к тому, что его поддержит население". Миронов к этому явно не готов, но почему-то заявляет о том, что именно его партия является, "в отличие от КПРФ", настоящей дееспособной левой оппозицией. Кстати, как утверждает лидер СР, "ЕР, КПРФ и ЛДПР финансируются из одного источника" - по этой логике, выдвижение Зюганова от левой оппозиции уже одобрено свыше. Значит, и тут Миронову не нашлось места. И дело вовсе не в том, что кто-то кому-то не хочет перебегать дорогу.
Так что не ясно, о какой четверти голосов идет речь. Миронову можно посочувствовать, но предположить, что эти его телодвижения реально выправят к декабрю ситуацию, крайне сложно. Рейтинг доверия лидера "справороссов" (тут он, правда, на одном уровне с Грызловым и Зюгановым), по данным того же ВЦИОМ, примерно 5%. У Жириновского, к слову, вдвое выше. Но в распоряжении ЕР весь административно-информационный ресурс, а у КПРФ и ЛДПР - долгая политическая история и стабильный электорат. В результате ЕР светит 46%, КПРФ - 7%, ЛДПР - 6%. Все, что есть у СР, - это, собственно, Миронов. Но с таким рейтингом рассчитывать на общенародное признание партии только за счет собственного авторитета тоже не приходится.
Впрочем, все взаимосвязано: одного из преемников, Дмитрия Медведева, за полтора года "раскрутили" с 2 до 20%, другого, Сергея Иванова, с 4 до 19%. Как - всем известно. Любые мероприятия с их участием, вплоть до посещения свинофермы в богом забытой глуши, немедленно транслируются всеми федеральными телеканалами и агентствами - и не дай бог чего упустить. Как показывают Миронова, уже понятно. Не то чтобы его не показывают совсем - но если сравнить с показателями упоминаний того же Грызлова, перевес в пользу последнего окажется существенным.
Можно было бы предположить, что "добить" население до 25% эсеры собираются какой-то выдающейся и сверхоригинальной партийной программой, однако и тут тупик. Ее пока просто нет - имеется лишь набор обещаний самого общего характера, который планируется трансформировать в программу ближе к выборам, с учетом пожеланий трудящихся. Пока что тезисы СР сводятся к рынку с человеческим лицом, реформе налогового законодательства, развитию науки, бизнеса и промышленной политики страны, доступным квартиры малоимущим, а заодно переносу в Питер Центризбиркома (чтобы был более объективным и неправильным подсчетом голосов не препятствовал реализации всего вышеперечисленного). В общем, детально разобраться в том, почему надо голосовать именно за "Справедливую Россию", смогут лишь самые вдумчивые, отыскавшие скупую информацию о партийной деятельности в Интернете. И те, кто имел счастье лично лицезреть Сергея Михайловича во время его регионального турне и поверить в его обещания учесть в своей программе "региональный аспект", проще говоря, местные проблемы.
Пока же третьему лицу государства остается лишь откровенно хаять медийную политику этого государства, давая понять, кем и для чего она формируется. Такие демарши более уместны для внесистемной оппозиции, но никак не для спикера Совета Федерации. Вероятности, что после этого Миронову вдруг дадут зеленый свет на "ящике", мало. Все бы ничего, будь у СР собственный серьезный информационный ресурс – и такие проекты партии наверняка предлагались. Однако, судя по всему, экономные вожди в тот момент еще плохо представляли себе реальные перспективы своего начинания и не желали бросать деньги на ветер. Посему и отрабатывают теперь карму "скупой платит дважды".