"Крылья-2007": дождь и другой рок-н-ролл

Читать в полной версии →
В московском Тушино 21 и 22 июля прошел международный рок-фестиваль "Крылья". Перед аудиторией в 50 тысяч зрителей выступили рок-группы и исполнители из России, Британии, Франции и США




Тушинский аэродром в Москве - культовое место для любителей рока. Достаточно напомнить, что именно здесь в 1991 г. состоялся легендарный фестиваль "Монстры рока". А в прошедшие выходные эта огромная площадка в шестой раз принимала "Крылья", по праву считающиеся одним из самых престижных рок-фестивалей в России. Причин тому как минимум три. Во-первых, это состав участников: выступить здесь считают за честь не только российские музыканты, но и заграничные звезды. Во-вторых, традиционно великолепный звук, который в этом году стал еще лучше за счет применения современных технологий. И, в-третьих, удобное расположение - под открытым небом и при этом в двух шагах от метро, что добавляет в дух фестиваля нотку ритма огромного мегаполиса. В этом году на живое выступление героев современного рока пришли почти 50 тысяч зрителей.

Состав участников фестиваля отражал эклектичный стиль "Крыльев", организаторы которых никогда не замыкались в рамках классического "русского рока". Благодаря этому на одной сцене с такими "мастодонтами", как "Ария" и "Алиса", выступали современные кумиры - "Сплин", "Ногу свело" и "Пилот", а также совсем молодые группы, которые пока мало известны даже в пределах двух столиц.

Главное внимание, конечно же, было уделено хедлайнерам: на их выступления отводилось по 45 минут (все остальные пели по 20 - 25). Это позволяло кумирам к концу своего выступления довести толпу до экстаза, когда в небо поднимались тысячи поднятых рук и тысячи голосов скандировали слова известных песен. Удивительное дело: если Александр Васильев или Артур "Беркут" словно бы и не заметили, с каким рвением их фанаты выводили "Штиль" или "Орбит без сахара", то Кинчев, наоборот, смолкал и благодарно смотрел в зал, позволяя фанатам петь вместо него. В основном все звезды разумно делили свое выступление между старыми проверенными хитами и песнями с последних альбомов. По разряду "старая добрая музыка" проходили "Воскресенье" и "Браво" - вот уж их песни с радостью подхватывали все зрители без ограничений.

Основных ответвлений от "генеральной линии" было два. Первое из них на "Крыльях" представляли группа "Мельница", играющая мелодичный кельтско-славянский фолк-рок, и Светлана Сурганова, чьи песни, декорированные богатой оркестровкой, хранят настроение ранних "Ночных снайперов" куда лучше, чем последние электронные опусы Дианы Арбениной. И у тех, и у других в толпе нашлось немало поклонников: под "Мельницу" фаны и вовсе водили хороводы перед сценой. А вот что делала на ней Инна Желанная, первым делом категорично заявившая, что поет "только русские народные песни", было, кажется, не очень понятно ни зрителям, ни ей самой. Во всяком случае, реакцию зала сама певица метко определила как "тухляк".

На другом полюсе находились "Аматори" с их жестким, гремящим и рычащим эмо-кором - в начале их выступления половина аудитории была немедленно снесена мощной звуковой волной, зато вторая, состоявшая из молодых людей и девушек мрачного вида, была в полном восторге. Сюда же можно отнести и их земляков из группы "Психея", которые, завязав с осмыслением творческого наследия Курта Кобейна, стали играть совсем уж неформатную музыку чуть ли не в духе великого и ужасного Мерилина Мэнсона.

Из новичков больше всего, пожалуй, порадовала "Команда Сталинград" - группа, исполняющая тяжелую психоделическую музыку с яростным женским вокалом. Они, кстати, также применили интересный способ саморекламы, запуская со сцены копии своего диска, упакованные в летающие тарелки-фрисби.

Отдельно хочется написать об иностранных артистах - собственно, именно их участие и придавало фестивалю статус международного. Французы Spooky Jam и Pleymo, как и американцы Hazmat Modine, на проверку оказались группами клубного уровня - все же их энергичный рок был принят разогретой публикой "на ура". Натали Имбрулья, 45 минут от которой, собственно, и завершали фестиваль, как всегда, спела очень качественно - и, собственно, больше о ней сказать нечего. Отметим только, что грустные мелодичные хиты Shiver и Torn, исполненные медовым голосом австралийской принцессы рокапопса, очень уместно звучали над стремительно вечереющем полем, на котором расходящаяся толпа оставляла россыпи пустых пластиковых стаканчиков.

На общем фоне приятно порадовали только британцы Fun-da-mental, игравшие модный нынче заводной электронный электро-панк с органичными заимствованиями из не менее актуального этно. Темнокожий солист группы порадовал публику воплями "F*ck America!". Если в начале выступления его наряд представлял из себя майку с надписью "главный террорист" и американский флаг, который музыкант приспособил вместо килта, то к последней песни он разоблачился полностью и прыгал по сцене, прикрываясь обложкой старинной виниловой пластинки. На прошедшей после концерта пресс-конференции музыкант объяснил, что это был акт протеста против политики Джорджа Буша.

За порядком на фестивале наблюдали около трех тысяч сотрудников милиции, и такие повышенные меры безопасности вполне себя оправдали. Как ни скрипели зубами некоторые гости фестиваля - а только чтобы попасть на него, нужно было пройти не менее трех основательных проверок - это сработало: ни одного сколько-нибудь серьезного инцидента за все два дня зафиксировано не было. Правда, правоохранительные органы за все время все же задержали порядка 200 человек, но подавляющее большинство из них просто перебрали пенного напитка от главного спонсора "Крыльев" - крупной пивоваренной компании.

Главный и единственный вывод: фестиваль удался. Собственно, на нем было хорошо все, что зависело от организаторов, от отличного звука до удобных летних кафе с длинными столами. Под их тентами было особенно хорошо прятаться от дождя, который, в полном соответствии с прогнозом синоптиков, накрыл Тушино после дневной жары в субботу. Фанаты, однако, не дрогнули и с воодушевлением разгоняли тучи вместе с "Мельницей" и "Арией".

Олег СОКОЛЕНКО |
Выбор читателей