"Великая Россия" включила "план Б"

Читать в полной версии →
В ответ на отказ в регистрации неофициальный лидер "великороссов" вчера снова напомнил о таинственном "плане Б". Что под этим подразумевается - до конца не ясно, но решением ФРС в партии сильно недовольны




В ответ на отказ ФРС зарегистрировать "Великую Россию" ее неофициальный лидер Дмитрий Рогозин вновь вспомнил про таинственный "план Б". Что под этим подразумевается - до конца не ясно, но решением Росрегистрации в партии сильно недовольны.

Мотивировка ФРС обсуждалась вчера на заседании президиума "Великой России" и была признана крайне несостоятельной. В частности, как утверждает ФРС, в Саратовской области в списки членов партии включили четырех покойников, "умерших до проведения учредительной конференции". В Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Татарстане, Ставропольском крае и Тульской области среди партийцев оказались граждане, заявлений о вступлении в партию не подававшие – общей численностью 135 человек. И так далее. Все эти претензии – в том числе, "противоречащий закону" устав ВР (списанный один в один с зарегистрированного "эсеровского"), отсутствие "документов, необходимых для государственной регистрации политической партии", "несоответствие закону информации, содержащейся в представленных для государственной регистрации политической партии документах" – теперь будут обжалованы в суде. Там же будет поставлен вопрос о должностных полномочиях чиновников, с точки зрения руководства партии, "непрофессионально осуществлявших проверку", а в прокуратуру "великороссы" грозятся снести материалы по многочисленным фактам оказания давления на активистов ВР с целью добиться от них отказа от членства в партии, а также в связи с должностными подлогами.

Кроме того, как рассказал "Yтру" лидер партии Андрей Савельев, будут направлены письма зарубежным друзьям ВР – в частности, "руководству аналогичных европейских партий правоконсервативного толка". Те, по замыслу Савельева, могут намекнуть российскому гаранту Конституции, что при таких условиях легитимность предстоящих в декабре парламентских выборов может быть поставлена под сомнение, как и последующие президентские выборы. "Вряд ли России выгодно вызывать на себя огонь всех ее недругов, которые совершенно обоснованно предъявят претензии в нарушении демократических принципов формирования власти", – считает Савельев. Не обойдется и без обращения на имя самого "гаранта".

Все это, пояснил Савельев, "план А". Подробности "плана Б" он назвать категорически отказался, отметив лишь, что "публично такие вещи не обсуждаются – за них можно и голову потерять". В то же время, узнать про "план Б" страна "может уже в ближайшие дни". "Погромов не будет, мы законники и будем действовать строго по закону и попытаемся удержать наших активистов от спонтанных публичных протестов – а если таковые и состоятся, то исключительно в рамках Конституции", успокоил Савельев.

Как известно, о некоем "плане Б" руководство ВР когда-то уже упоминало – тогда этим вопросом с подачи депутатов ЛДПР живо заинтересовалась прокуратура, попытавшаяся увязать замыслы "великороссов" с Борисом Березовским. Не совсем понятно, из каких соображений партийные вожаки вновь разводят конспирологию: если ничего незаконного не планируется, скрывать, казалось бы, ничего. Однако Савельев поясняет: "план Б" – "не его тайна", а чужих секретов он не выдаст даже под дулом автомата.

При этом в партии не теряют надежды на то, что здравый смысл у руководства страны все же возобладает и ситуацию удастся решить мирным путем. "У нас уже лежит 80 тыс. заявлений о приеме в партию. Наш электоральный потенциал оценивается экспертами на уровне от 10 до 20%. Сейчас некая правящая группировка пытается испортить нам избирательную кампанию-2007, но они не понимают, что вне парламента и вне политики у нас есть огромное количество инструментов, чтобы испортить им избирательную кампанию-2008. Если они считают, что в первом туре легко победит их представитель, то глубоко заблуждаются. И мы готовы им это доказать. Второй тур будет неизбежен. А в нем определится лидер оппозиции, и "преемнику" придется иметь дело с ним. Не хватит мощностей фальсификации. Они не хотят многопартийную систему – тогда получат систему жесткого противостояния власти и оппозиции. Это уже предвестник гражданской войны и распада государства. Мы этого не хотим, но кремляне нас понять тоже не хотят. Мы вполне рационально и законно пытаемся войти в политику. Они же, стремясь пресечь любую неожиданность даже в малом, создают условия, когда мы все получим неожиданность в масштабе всей страны", – пообещал Савельев.

Учитывая, что попытки прочих оппозиционеров договориться о выдвижении единого кандидата уже сегодня зашли в тупик, да и вообще дела в антипутинских рядах в целом обстоят неважно, в ВР убеждены: настоящий "лидер оппозиции" может возникнуть из ее рядов. Станет ли им Рогозин, Савельев утверждать не готов: "Это предмет переговоров. Время еще есть. Кроме того, народ ведь и сам определится, кого пропустить во второй тур президентских выборов".

Что до парламентских выборов – если с регистрацией партии ничего не получится, лидеры ВР попытаются провести по спискам дружественных партий небольшую группу максимум из пяти человек, с которой впоследствии можно будет сотрудничать. Однако упор все же делается на то, чтобы добиться справедливости для собственной структуры. "Возможно, в список "Патриотов России" или какой-либо другой партии войдут несколько наших представителей, но официальных переговоров с Семигиным на этот счет не велось, никакого массового вступления к Семигину не будет, равно как и в другие партии – у нас есть своя", – пояснил Савельев. При этом о перспективах "Патриотов" лидер "Великой России" отзывается скептически: "Какие шансы, что им напишут в Кремле 7%? Кто будет там договариваться на эту тему? Если перспектив нет, то о чем нам с ними договариваться? Единственный шанс для "Патриотов" (как впрочем и другой партии "второго ряда") выиграть выборы – это убрать амбиции и поставить во главу избирательного списка Рогозина и Глазьева. Но на сегодня не видно, чтобы Семигин или другие лидеры явно непроходных партий были бы готовы к такому разговору".

В целом складывается ощущение, что или в "Великой России" чего-то недоговаривают, или же смотрят на вещи сквозь розовые очки. Что для политиков с опытом Рогозина и Савельева весьма странно. Надежда добиться регистрации партии "по закону" – равно как и упования на то, что в противном случае мировое сообщество заклеймит Путина несмываемым позором и жизнь в стране коренным образом изменится, звучат утопично. Рогозин с Савельевым, видимо, изначально отдавали себе отчет в том, на что подписываются – особенно если учесть отсутствие "волосатой лапы" наверху. "Ни под каким патронажем Кремля мы не находимся. Если г-н Сурков попытался бы нами манипулировать, получил бы соответствующие характеристики по свою душу. Мне лично на Кремль глубоко наплевать, если там не находится людей, способных прогнозировать ситуацию и видеть крайне опасные последствия фальсификации политической системы. Я бы таких вообще из власти убрал раз и навсегда. Но если есть хоть крупица рационализма, посмотрим, с чем они к нам обратятся. За некоторые предложения ведь лучше всего проводить пинком. Мы не всеядные, и спинки у нас не такие гибкие, как хотят "великие комбинаторы". ВР не кремлевский проект, никто никаких предложений нам не делал – ни официальных, ни неофициальных. И мы никому не навязывались. Мы только требуем законного участия в формировании партийной системы, через которую у нас только и формируется теперь парламент", – поясняет Савельев. Распространенная версия о том, что ВР – затея Суркова против "Справедливой России", еще оставляла возможность для маневра. Если же поверить Савельеву, надежды на благоприятный исход дела с партией не было изначально.

Однако вряд ли конечная цель всего рогозинско-савельевского предприятия – в очередной раз показать, какая нехорошая в России власть, и поставить ее в положение оправдывающегося. Видимо, все ответы сокрыты во мраке "плана Б", ждать реализации которого (по одной из версий) осталось совсем недолго.

Между тем некоторые аналитики не связывают отказ в регистрации ВР с политическими причинами. Повод – "исключительно формальные моменты, несоблюдение требований законодательства, а не собственно лозунги "Великой России" и конкретные персоналии. Великим и сильным противником "Великая Россия" ни для кого не являлась, и их электоральные перспективы с самого начала были неочевидны. Взять хотя бы анализ минувших парламентских выборов: за "Родину" люди в большей степени голосовали из симпатии к Сергею Глазьеву, нежели к Дмитрию Рогозину", – заявил "Российской газете" президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, в свою очередь, не считает, что речь идет о борьбе с русским национализмом: "националисты сейчас в России – все политики. Это зона консенсуса. Никто ведь не против русских, все только за усиление и возрождение. Не думаю, что с отказом в регистрации "Великой России" мы переживаем какое-то рубежное событие или наблюдаем трагедию русского национализма".

Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, напротив, убежден: отказ в регистрации "Великой России" – проявление борьбы с радикальным национализмом: "страна у нас многонациональная, проблем много, не все они решаются. И политическая сила, имеющая потенциал для завоевания симпатий в обществе, но способная устроить во время предвыборной кампании пару-тройку новых Кондопог, власти не нужна".

Артур МУХОМОРОВ |
Выбор читателей