Ливия испортила праздник освобожденным медикам

Читать в полной версии →
Власти Ливии возмущены фактом помилования шести болгарских медиков, недавно экстрадированных на родину. Не помог даже широкий жест Софии, списавшей Триполи 54 миллиона долларов долга




История с шестью болгарскими медиками, ставшими в Ливии фигурантами громкого дела о намеренном заражении местных детей вирусом СПИДа, казалось бы, закончилась благополучно. Родителям жертв вручили солидные компенсации, а сами осужденные были отпущены отбывать заключение на родину, где указом президента страны получили помилование. Выяснилось, однако, что хеппи-эндом оказались довольны все, кроме ливийцев.

Накануне представителю болгарской дипломатической миссии в Триполи была вручена нота протеста. Власти Ливийской Народной Джамахерии выразили протест по поводу помилования медиков: они сочли, что это является грубым нарушением договора об экстрадиции, подписанного сторонами в 1984 году. Именно благодаря этому документу медсестры и врач-педиатр получили возможность вернуться домой.

На позицию Триполи не повлияло даже то, что София согласилась списать ливийские долги в размере $54 миллиона. Заявляя о принятии столь щедрого решения, болгарский премьер-министр Сергей Станишев особо подчеркнул, что списание долга "не является признанием вины или выкупом" за шестерых его соотечественников. И Ливия, похоже, решила с этим не спорить.

Напомним, что пять болгарских медсестер и палестинский врач, который впоследствии также принял гражданство Болгарии, были задержаны в 1999 г. по подозрению в умышленном заражении более 400 ливийских детей ВИЧ. Процесс длился годами: сначала всех обвиняемых приговорили к смертной казни, этот вердикт неоднократно пытались оспорить адвокаты подсудимых, постоянно подававшие апелляции, но судьи Верховного суда Ливии оставались непреклонными - даже невзирая на осуждение со стороны многих европейских государств, принимавших живейшее участие в этом скандальном деле. Наконец, 18 июля Высший совет юстиции Джамахерии сменил гнев на милость и заменил смертный приговор на пожизненное заключение. Это произошло после того, как семьи инфицированных детей получили от международных организаций компенсации в размере порядка $1 млн каждая.

Сами медики так и не признали свою вину: они продолжают заявлять, что их дело от начала и до конца было сфабрикованным, а его истинная подоплека заключается в желании властей Ливии отвлечь таким образом внимание от плачевного состояния системы здравоохранения в стране.

Максим ТОМИЛИН |
Выбор читателей