Роковая красотка (Hors de prix)
Франция, 2006
Режиссер: Пьер Сальвадори
В ролях: Одри Тоту, Гад Эльмалех, Мари-Кристин Адам, Вернон Добчефф
|
В этот момент, спустя 15 минут после титров, кино начинается по-настоящему. Большинство режиссеров остановились бы на этой вполне плодотворной завязке а-ля "Отпетые мошенники". Весь фильм официант с переменным успехом притворялся бы миллионером и искал средства, чтобы удовлетворить немаленькие запросы своей подруги, а влюбившаяся в него хищница притворялась, что верит ему. Режиссер и сценарист Пьер Сальвадори, решившийся работать в жанре комедии без розовых очков, делает поворот на 180 градусов. Раз Жан не может быть "папиком", в мире Ирен у него остается только один вариант - стать жиголо.
В "Роковой красотке" есть все, за что мы любим французские комедии, - повороты сюжета легки и непредсказуемы, как поездка по приморскому серпантину на скутере, а главное, эти комедии щекочут наше чувство приличия. Они всегда чуть-чуть скандализируют, но их joie de vivre невозможно противиться. Инструкции, как заарканить олигарха, для их героев давно пройденный этап, и пособие для начинающих жиголо - только забавное приложение к основному сюжету. Для нас это фильм о "роковой красотке". Одри Тоту, наконец-то, выглядит взрослой, а не вечной девочкой из "Амели", "Долгой помолвки", "Хеппи-энда" или "Кода да Винчи". "Бесценный" (в оригинальном названии фильма) – ее партнер, комик Гад Эльмалех, известный во Франции по сольным шоу. Фильм Сальвадори – про него и про вещи, которые бесценны, и это не банковская карта с неограниченным кредитом.
Начиная там, где другие режиссеры обычно заканчивают, Сальвадори идет и дальше обычного мелодраматического финала – любовь, мол, спасет мир, как только глупые герои это поймут. Но для Ирен любовь не ответ, не спасение, а непредвиденная проблема. Она дает волю своим чувствам в первые десять минут фильма, и расплачивается за это оставшиеся сто. Любовь, может быть, и бесценна, но с точки зрения Ирен это значит, что она слишком дорога, а вовсе не общедоступна. Возможно, из чувства противоречия теперь уже сценарным нормам, но снова очень "по-французски", героев, наконец, сводит вместе ревность – очень здоровое, по мнению режиссера, чувство.
Следуя за своим кумиром Эрнстом Любичем, Пьер Сальвадори отказывается признать единственно возможным признаком комедии восторженно-идиотский взгляд на мир. "Роковая красотка" и смешна, и трогательна, хотя в ситуации, в которую попали герои, на самом деле нет ничего смешного, совершенно ничего. И все-таки то и дело ловишь себе на том, что улыбаешься. Конечно, всегда приятно посмотреть душевные страдания героев в окружении пляжей Ривьеры, эксклюзивных бутиков и вечеринок у бассейна, но и это сознание зрительского превосходства – не главное в привлекательности "Роковой красотки". Режиссер заставляет жалеть и ненавидеть своих героев одновременно, сначала раздражаться меркантильностью Ирен, собственничеством Мадлен (Мари-Кристин Адам) и бесхребетностью Жана, а потом восхищаться их оптимизмом, их приспособляемостью, их уверенностью в себе, что бы ни случилось. Сальвадори не прячется от неразрешимых противоречий и не отметает хихиканьем жестокость человеческих джунглей, которая остается неизменной, даже если обезьянки в них одеты от Gucci. Он учит видеть все это и все-таки улыбаться.
В прокате со 2 августа