ФОТО: АР |
Историческое погружение глубоководных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2", возможно, произойдет уже в ночь с 1 на 2 августа. Но существует вероятность переноса операции на Yтро 2 августа, это связано со сложной ледовой и погодной обстановкой в районе полюса, толщина льда, через которую идет караван судов, достигает десяти метров. Подобная акция в точке Северного полюса будет проводиться впервые. Глубина океана здесь составляет более 4 тыс. метров.
Во время погружения планируется не только установить флаг России и оставить капсулу, в которой находятся флаг партии "Единая Россия", обращение к будущим поколениям, талисман молодежного проекта "Сердце Мира", но и взять пробы арктического грунта и образцы подводной фауны.
"Мы прицельно отберем образцы подо льдами Северного полюса, сделаем видеозаписи и фотографии. Это увидит весь мир, и, конечно, эти данные очень важны, поскольку они будут первыми, отобранными человеком. Это колоссальный скачок в подледный гидрокосмос", - отметил один из разработчиков аппаратов, пилот "Мира-1" Анатолий Сагалевич.
Если российским ученым удастся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континентального шельфа, Россия сможет претендовать на расширение своей экономической зоны. Дело в том, что Международное морское право отводит государствам экономическую зону на воде протяженностью в 200 морских миль (370 км) от берега. В некоторых случаях это расстояние может быть увеличено. Для этого стране необходимо доказать, что структура континентального шельфа схожа с геологическим строением ее территории. Таким образом, Россия может рассчитывать на территорию размером в 1,2 миллиона кв. километров. На сегодняшний день ни у одной из стран с доступом к Арктике нет шельфов, доходящих до Северного полюса, поэтому там существует международная зона, которая находится под управлением Международного агентства по использованию морского дна.
Напомним, что флагман антарктического флота России - корабль "Академик Федоров" - отправился в плавание 10 июля 2007 г., выйдя из порта Санкт-Петербурга.