В традициях Дюрера и Рембрандта

Читать в полной версии →
Дмитрий Лион - один из самых значительных и оригинальных отечественных графиков. Его рисунки-письмена предстают зашифрованными посланиями, преодолевающими относительность временных границ


ФОТО: art4.ru



Похоже, формат художественной галереи в нашем городе в нынешнем сезоне стал окончательно неактуальным – торжественное открытие сразу двух частных музеев современного искусства послужит наглядным примером самым крутым пацанам, желающим навеки остаться в памяти благодарных потомков. Но если шумное открытие выставочной площадки фонда "Екатерина" имело гигантский резонанс в прессе, то первый вернисаж Музея актуального искусства ART4.RU прошел куда скромнее. Между тем, по мнению специалистов, хозяин нового музея - коллекционер и олигарх Игорь Маркин - владеет чуть ли не самой полной на сегодняшний день коллекцией произведений современного российского искусства. Как и его знаменитый украинский коллега Пинчук, Маркин планирует периодически полностью обновлять постоянную экспозицию музея, дабы иметь возможность показать все шедевры своего собрания. Вместе с тем в сравнительно небольшом помещении в Хлыновском тупике нашлось место и для выставочных проектов. Сегодня здесь открывается выставка графики известного художника-шестидесятника Дмитрия Лиона.

Дмитрий Лион (1925 – 1993) родился в Калуге. Пройдя войну и отслужив в армии еще семь лет после ее окончания, он поступил в Московский полиграфический институт, а начиная с 1958 г. стал участвовать в художественных выставках. Как и большинство представителей его поколения, Лион был тесно привязан к литературным источникам, причем не только как тонкий и чуткий иллюстратор – одновременно с харизматичными рисунками к произведениям Шолом-Алейхема появилась гигантская серия "Судьбы русских поэтов". Другим увлечением мастера были произведения старых мастеров, не случайно Лиона называют продолжателем традиций Дюрера и Рембрандта, а одна из его поздних работ, созданная уже в 1985 г., так и называется: "Путники. Композиция с автопортретом, Босхом и Рембрандтом".

Впрочем, современники-шестидесятники в подобных подсказках не нуждались: лучшие художники этой эпохи переосмысливали и по-своему интерпретировали образы, созданные великими мастерами прошлого. Когда смотришь на рисунки из "Библейского цикла" Дмитрия Лиона, сразу вспоминается его гениальный современник Олег Кудряшов – пользуясь совершенно иным художественным языком, тот тоже искал выразительность не в перегруженности деталями, не в иллюзорности целого, а, напротив, в лаконизме форм. Даже самые лаконичные, а порой и минималистские композиции Лиона иногда производят не менее сильное впечатление, чем произведения монументальной живописи. Впрочем, представленный в экспозиции выставки лишь малоформатными рисунками художник порой использовал для работы огромные листы бумаги, а однажды даже расписал стены своей мастерской.

По мнению специалистов, Дмитрий Лион – один из самых значительных и оригинальных отечественных графиков последней четверти ХХ века. Его рисунки-письмена предстают зашифрованными посланиями, преодолевающими относительность временных границ, дуализм духовного и физического, противоположность объективного и субъективного. "После четырнадцати вариантов я сам становлюсь пятнадцатым вариантом своего рисунка", любил повторять художник.

"Работа Лиона на бумаге – это и вправду сотворение мира, отделение "света" листа от "темноты" штриха, – утверждают критики. – Художник не раз говорил, что белое пространство в его композициях – не пустота, а источник света, и поэтому рисовать в равной мере можно и черным по белому, и белым по черному, так как это две стихии, тесно между собой взаимосвязанные. В работах Лиона одинаково одухотворены и наполнены его творческой энергией и каждый штрих, и каждое пятно, каждое прикосновение к листу, и каждая пауза между ними".

Выставка работает до 10 сентября

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей