ФОТО: AP |
"Преступники, которых, по некоторым данным, могло быть несколько человек, действовали по отработанному плану, – отметил высокопоставленный источник в силовых структурах Северо-западного федерального округа. – Бомбу заложили на железнодорожные пути, скорее всего, за несколько минут до проезда поезда". Он также сообщил, что место для закладки взрывчатки было выбрано профессионально – "взрыв железнодорожного полотна именно в этом месте должен был направить поезд с откоса". О том, что бомба приводилась в действие дистанционно, свидетельствуют также найденные у места аварии телефонные провода типа "лапша". По последним данным, контакты взрывчатки были выведены на рельсы, и при соприкосновении с ними поезд взорвался. На другом же конце проводов, которые уходили в лес, находился предохранитель, и, чтобы пропустить товарники или другие локомотивы, преступники и ставили бомбу на предохранитель.
По одной из версий, в самом поезде ехал один из террористов, который перед взрывом должен был нажать стоп-кран. Тогда поезд въехал бы на мост с минимальной скоростью и количество жертв было бы огромно.
Предположительно, преступники не рассчитали скорость и вес поезда и с помощью дистанционного управления с опозданием привели зарядное устройство в действие, после чего скрылись с места преступления на машине. Кроме того, они не учли наличия контррельсов на дороге, которые во многом препятствовали падению состава в моста, а также не рассчитали, что при взрыве справа, куда они заложили взрывное устройство, поезд накренит влево, но никак не в сторону обрыва. Таким образом, эксперты пришли к выводу, что теракт был устроен дилетантами, а не профессиональными террористами.
Начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ Георгий Фоменко обратил внимание на "значительно примятую траву" и тропинку, проложенную возле места происшествия. "Такое ощущение, что здесь ходили не один раз, – заявил он. – Эта местность не очень населена, дорога используется нечасто. Путем опроса жителей близлежащих населенных пунктов удалось установить трех человек, которые два дня назад видели здесь посторонних людей. По их описаниям составляются фотороботы, чтобы впоследствии использовать их для установки лиц, причастных к преступлению". Установлено, что это были мужчины славянской внешности, фоторобот одного из подозреваемых уже составлен. Об этом заявил представитель Генпрокуратуры РФ.
Двух подозреваемых во взрыве, задержанных сотрудниками УФСБ по Петербургу и Ленинградской области, уже допросили, однако отпустили без предъявления обвинения и взятия подписки о невыезде.
В ближайшее время у следователей появится еще одна зацепка: сейчас специалисты проводят экспертизу с целью определения типа взрывчатки, результаты которой будут объявлены позднее. На данный момент известно, что мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около 3 кг в тротиловом эквиваленте. Но только после экспертизы дело "сдвинется с мертвой точки", отметил Александр Бастрыкин. Глава Следственного комитета добавил, что версия о теракте рассматривается в качестве одной из основных, "но окончательной версии у следствия нет". Российские силовики не исключают, что в деле о подрыве поезда может обнаружиться "кавказский след" - сегодня неназвавшийся представитель чеченских боевиков заявил об их причастности к взрыву.
Ветеран антитеррористической группы "Альфа" Алексей Филатов в интервью журналистам предположил, что целью преступников мог быть конкретный вагон, а не весь поезд.
Напомним, в момент взрыва в поезде находились 231 пассажир и 20 человек поездной бригады. Пострадали 60 человек, во вторник вечером в больницах оставались 19 пострадавших. Северо-западная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.205 УК РФ ("Терроризм"). На месте происшествия работает следственно-оперативная группа из числа сотрудников Северо-западной транспортной прокуратуры и управления Генпрокуратуры РФ в СЗФО, а также следственные группы ФСБ, МВД и МЧС.
По словам сотрудников РЖД, жертв удалось избежать благодаря тому, что поезд двигался со скоростью минимум 180 км/ч, в результате чего он уже практически переехал мост, когда произошел взрыв. Напомним, что ранее сообщалось о том, что локомотив двигался со скоростью не более 130 км/час.
Глава ФСБ Николай Патрушев, комментируя на вчерашнем заседании Национального антитеррористического комитета произошедшую диверсию, заявил, что угроза терроризма на территории страны пока не устранена, распорядился усилить защиту особо важных объектов в России и поручил "разработать комплекс дополнительных мероприятий, направленных как на профилактику террористических проявлений, так и на минимизацию возможных чрезвычайных ситуаций". Сейчас региональные власти принимают меры по усилению мер безопасности на железных дорогах.
"Эти события еще раз свидетельствуют о том, что Национальным антитеррористическим комитетом своевременно принято решение рассмотреть вопрос о мерах по обеспечению антитеррористической безопасности в ходе подготовки и проведения выборов в Государственную думу, Федеральное собрание и президента Российской Федерации, которые состоятся в 2007 и 2008 гг., – цитирует главу ФСБ радиостанция "Маяк". – Их цель – недопущение дестабилизации обстановки в стране".
В настоящий момент, как сообщила пресс-служба ОАО "Российские железные дороги", движение поездов на участке, где скорый поезд сошел с рельсов, полностью восстановлено. В 18:00 было открыто движение по четному пути (из Москвы в Санкт-Петербург) перегона Бурга - Малая Вишера для пассажирских поездов. Ближайшие пассажирские поезда из Москвы и Санкт-Петербурга отправятся в 18:30.
#0-6 AP © #7-11 "Твой день" ©