Борн всем припомнил

Читать в полной версии →
Сериал про Борна возрождает традиции бульварных романов о неуловимых преступниках рубежа XX века, но, в отличие от них, Борн не является ни настоящим преступником, ни настоящим героем

Ультиматум Борна (The Bourne Ultimatum)
США, 2007
Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоан Аллен, Дэвид Стрэтерн, Джулия Стайлз





То, на что Арнольду Шварценеггеру потребовалось только полтора часа и билет до Марса, Мэтт Дэймон в роли Джейсона Борна растягивает на три серии и хаотичное перемещение по городам мира. Он по-прежнему хочет вспомнить все, и в "Ультиматуме Борна" ему, наконец, позволяют это сделать.

Все фильмы о Борне, в сущности, только забег на длинную дистанцию с препятствиями. Чем больше препятствий и чем быстрее бежит бывший агент ЦРУ – тем точнее очередная серия соответствует ожиданиям, и потому "Ультиматум", завершая "Идентификацию", превосходит "Превосходство" и признается лучшим критиками и зрителями. Из Москвы, где прервалось "Превосходство Борна", действие с легкостью необыкновенной перелетает в Лондон, Париж, Мадрид, Танжер и, наконец, Нью-Йорк, устраиваются гонки по железнодорожным вокзалам, восточным базарам и забитым авеню Манхэттена.

Подвижная камера и быстрый монтаж, который использует Пол Гринграсс, создает ощущение, что зрители находятся совсем рядом с бегущими – убийцы, машины, взрывы и драки подручными средствами сливаются в разноцветный вихрь, и от скорости чуть кружится голова. Действует это безотказно, прямо по Уильяму Джемсу, который доказывал, что не страх рефлекторно толкает на бегство, а быстрый бег с вытаращенными глазами неминуемо и сам по себе вызывает ощущение страха. И зритель боится, сопереживает, восхищается и опять идет покупать билеты.

Все остальное – как в московской дымке. Борн по-прежнему пытается выяснить, почему он потерял память, а ЦРУ по-прежнему считает его своей главной угрозой и подсылает все новых убийц, которых Борн по-прежнему расшвыривает во все стороны как котят.

Героиня Джоан Аллен, не последний человек в ЦРУ, все еще настроена к Борну благосклонно, но ей по-прежнему не известна вся информация о той операции, в которой он участвовал, а в начальники посылают очередного сурового мужчину, который вовсе не хочет этой информаций делиться. В "Ультиматуме" новый начальник – ледяной Ной Возен (Дэвид Стрэтерн), у которого, как обычно, свои причины поскорее избавиться от бывшего агента, не оправдавшего доверия организации. Еще одна постоянная героиня сериала, Ники Парсонс (Джулия Стайлз), снова глядит испуганными глазами и ведет себя не как сотрудник ЦРУ, а как случайно зашедший не в ту дверь курьер. В этот раз она помогает Борну бежать и отпускает невнятные намеки насчет их совместного прошлого, но вместо того, чтобы расспросить ее поподробнее, он бежит дальше. Третья часть в какой-то мере становится отражением первой – снова Борну неожиданно помогает девица, которую потом приходится спасать и прятать в надежном месте, снова он подбирается совсем близко к своим преследователям, которые следят за ним на расстоянии в полмира, но не могут угадать момент, когда он окажется у них за спиной.

Флэшбеки – демонстрация душевных ран Борна и эпизоды в нью-йоркском штабе слежения, демонстрация всемогущества ЦРУ – вносят в марафон "Ультиматума" приятное разнообразие, но не отвлекают на себя слишком много внимания, замедляя гонку – как это случилось в "Превосходстве Борна" с трогательной историей Оксаны Акиньшиной.

Для усиления стремительности уже совершенно опускаются такие детали, как пересечение границ и проникновение в недоступные простому смертному помещения секретных организаций и защищенных сейфов. Сериал про Борна возрождает традиции бульварных романов о неуловимых преступниках рубежа XX века, но, в отличие от них, Борн не является ни настоящим преступником, ни настоящим героем. Он не защищает бедных и не грабит богатых или наоборот, а устраивает многомиллионные заварушки только потому, что ему не нравится имя "Джейсон". В конце "Ультиматума" Борн добирается до спецклиники, где из патриота-военного, готового, не жалея сил, служить американской демократии, превратился в безжалостного и не рассуждающего убийцу, и в очередной раз скрывается от преследователей, которые, впрочем, превращаются в обычных подозреваемых. Но и это еще не конец – кроме трех романов Роберта Ладлэма, уже экранизированных Universal, существуют два продолжения, написанные Эриком Ван Люстбадером. И если только создатели трилогии научились быстроте и точности удара от своего героя, следующая, еще более стремительная серия приключений человека-ранее-известного-как-Джейсон-Борн не заставить себя ждать.

В прокате с 23 августа

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей