|
Разумеется, претензии Онищенко относятся не к качеству образования. Геннадия Григорьевича волнуют количественные показатели, а именно – усердие, с каким школы нагружают учеников предметами и учебными часами, не заботясь здоровье школьников, которые не справляются с такой нагрузкой. "Реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки и снижением физической активности", отмечается в опубликованном накануне постановлении "О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях". Тут же указаны основные ошибки, которые в системе среднего образования являются обычным делом.
Во-первых, это попытки большинства школ уложить рассчитанный на шесть дней план уроков в пятидневку. С учетом того, что объем изучаемого материала за последние годы значительно вырос, это приводит к растягиванию учебного дня до 10 часов в младших классах и до 12-15 в старших. Во-вторых, графики уроков составляется нерационально, без учета динамики работоспособности учащихся и необходимого чередования предметов различной степени сложности. Кроме того, сетки расписания изобилуют сдвоенными и "нулевыми" уроками, а перемены сокращаются до пяти минут, что является вопиющим нарушением требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
Негативное влияние на учебный процесс оказывает и "переуплотнение" школ в связи с сокращением их количества. По данным Роспотребнадзора, за последние 5 в Россия потеряла 1173 общеобразовательных учреждения. Эта тенденция, порожденная реструктуризацией системы образования и закрытием школ в сельской местности, наблюдается во всех без исключения регионах. Согласно информации Минобрнауки, в новом учебном году в стране закроют 850 школ, а откроют только 600. При этом 3% российских "домов знаний" к новому учебному году не готовы. Чиновники не спешат улучшать ситуацию, а дети вынуждены учиться в две, а то и в три смены.
Особые нарекания главы Роспотребнадзора вызвали две вечные проблемы российских школ: спорт и питание. Как можно поддерживать нормальную физическую форму учащихся, если в множество школ банально отсутствуют спортзалы, вопрошает Онищенко. В Удмуртии и Новгородской области это настоящее бедствие – мест для проведения физзанятий не имеют почти 30% учебных заведений. А там, где со спортзалами все в порядке, отсутствует обязательный медицинский контроль.
Что касается школьной кормежки, то тут Онищенко непреклонен: никаких гамбургеров и чипсов, только здоровое питание. Однако полезное не всегда значит вкусное, возражает главному санитару министр образования Андрей Фурсенко. "Если оно будет очень полезным, но невкусным, то дети будут покупать чупа-чупсы, чипсы, гамбургеры, а то, что полезно, будет лежать в помойках независимо от того, какие деньги будут потрачены", – сказал он и выразил надежду, что в рекомендациях по ассортименту продуктов питания, которые Роспотребнадзор готовится передать Минобрнауки, было побольше вкусного.