|
Вчера было объявлено об аресте десяти подозреваемых в причастности организации и исполнению убийства известной журналистки. Объявлено торжественно: в Кремле, на докладе генпрокурора Юрия Чайки президенту; в МВД и ФСБ - устами уполномоченных товарищей; на госканалах - в центральных репортажах новостного эфира.
Среди арестованных - бывшие и действующие сотрудники Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности. Информацию подтвердили в пресс-центре МВД - как минимум один из подозреваемых являлся до последнего времени действующим сотрудником министерства. Некоторые издания печатают со ссылкой на управление собственной безопасности ФСБ фамилию одного из подозреваемых, некоего подполковника Павла Рягузова, "сотрудника ФСБ по Центральному административному округу УФСБ по Москве и Московской области". Кроме того, сообщается о том, что в числе арестованных "три брата-чеченца".
Генеральный прокурор дал пресс-конференцию, в ходе которой заявил о том, что "группировка" взятая по данному делу, возможно, имеет отношение и к гибели редактора русской версии издания Forbes Пола Хлебникова.
Юрий Чайка особо подчеркнул: убитая журналистка, вероятнее всего, была лично знакома с заказчиком своего убийства, и последний сейчас находится за границей. Это убийство, отметил чиновник, "выгодно, прежде всего, тем людям и структурам, которые нацелены на дестабилизацию обстановки в стране, изменение конституционного порядка, формирование в России кризиса, возврат к прежней системе управления, когда все решали деньги и олигархи, дискредитацию лидеров российской государственности, и стремятся спровоцировать внешнее давление на руководство нашей страны". Глава Генпрокуратуры также заявил о том, что как только прокуратура будет готова предъявить заказчику обвинение, она направит запрос о его экстрадиции.
Нужно отметить, что работу следствия родные и адвокаты Политковской оценили достаточно высоко и выразили надежду на то, что заказчик преступления будет найден и наказан. Единственная их претензия к прокуратуре - преждевременное разглашение фамилий подозреваемых, которое может осложнить ход следствия. Хотя, собственно, кроме фамилии одного из сотрудников ФСБ России никаких данных больше не прозвучало.
Несколько иной точки зрения придерживается Дмитрий Муратов - главный редактор "Новой газеты", в которой работала Политковская. Он также высоко оценил работу следственных органов, но заявление прокурора о мотивах заказчика назвал "политическим", отметив, что оно мало основывается на материалах следствия.
Впрочем, представляется, что генпрокурор сегодня озвучил не столько материалы, сколько догадки следствия. Кого именно он имел в виду, говоря о находящемся за границей заказчике, догадаться не сложно. Из тех, кого Политковская могла знать лично, один человек точно считается российскими властями провокатором внешнего давления на руководство страны, и человеком, заинтересованным "в силовом перехвате власти" (его собственный тезис). Есть основания предположить, что с высокой долей вероятности генпрокурор намекал на Бориса Березовского. Уместно вспомнить, как тот совсем недавно обратился к Путину с откровенно оскорбительным открытым письмом, а затем в газете The Sunday Times открыто призвал западные правительства давить на Россию.
Россия заинтересована в экстрадиции Березовского, и привязка к делу Политковской, как и вообще к любому криминальному делу, тут может оказаться как нельзя кстати. Что же касается самого Чайки, то для него окончание (разумеется, в суде) дела Политковской, видимо, станет настоящим профессиональным триумфом. Раскрытие политического заказного убийства - всегда показатель эффективности работы прокуратуры. А раскрытие, осуществленное в рекордные сроки (десять месяцев, уникальный для нашей страны и для такого рода преступлений показатель) - успех двойной. Сегодня все могут увидеть: прокуратура под руководством нынешнего своего главы эффективна, результативна, может работать с должной отдачей, на грани трудового героизма. Ну а своих героев наша страна всегда умела ценить.