Авиапассажиров готовят к худшему

Читать в полной версии →
В 2008 году цены на авиабилеты могут стать по-настоящему заоблачными, и это, увы, не каламбур. Глава Росавиации обещает резкий рывок стоимости перевозок до 40 процентов. Виной тому – целая совокупность факторов




Глава Росавиации Евгений Бачурин изрядно напугал россиян своим недавним заявлением о грядущем росте цен на авиабилеты. По его словам, авиационный парк у российских перевозчиков уже устарел настолько, что требует значительных финансовых вливаний – либо в гарантирование безопасности полетов старых самолетов, либо в приобретение новых. Причем последнее, возможно, обойдется дешевле. "Рост цен на авиабилеты в следующем году может составить 20, 30, а возможно, и 40%, если вопрос с обновлением парка не будет решен в ближайшее время", - сообщил Евгений Бачурин.

Теперь эксперты ломают головы на тем, что же стоит за этими словами российского чиновника и какие события ожидаются на отечественном рынке авиаперевозок в следующем году? Версий много, но наиболее простой подход – интерпретировать слова главы Росавиации буквально. Иначе говоря, в 2008 г. наступит некий час икс, когда произойдет массовое устаревание авиатехники, и дабы компенсировать возросшую опасность ее эксплуатации, перевозчики существенно увеличат страховую составляющую в цене авиабилетов. Ведь, как водится у нас, все подобные расходы перекладывают на пассажиров.

Сложно сказать, насколько оправдан подобный прогноз: эксперты не подтверждают, но и не опровергают его однозначно. Одни говорят, что в ближайшее время российский авиапарк действительно столкнется с проблемой выхода из строя и массового списания лайнеров, поскольку истекают все предельные сроки эксплуатации машин, построенных во времена СССР (а они по-прежнему составляют значительную часть авиапарка). Тогда нужно будет в срочном порядке приобретать новые самолеты или продлевать срок эксплуатации старых, что будет сопряжено не только с их ремонтом и модернизацией, но и с увеличением страховых отчислений (ведь чем старше самолет, тем больше риск его эксплуатации, и тем выше плата за его страхование).

Другие же эксперты утверждают, что большинство российских авиакомпаний (напомним, что всего в нашей стране существует 183 перевозчика, однако лишь десять из них обслуживают две трети рынка) озаботились проблемой обновления авиапарка давно, и регулярно приобретают новые самолеты, в основном "иномарки". Таким компаниям никакой внезапный час икс не грозит. Конечно, некоторый рост цен в 2008 г. ожидается, но ведь он происходит ежегодно и обусловлен банальной инфляцией, а также подорожанием горюче-смазочных материалов (ГСМ). Кстати, именно этот фактор, по свидетельству большинства экспертов, является основным в плане роста цен на билеты. Ведь, по данным Минтранса РФ, топливная составляющая достигает 60% стоимости авиабилета. Так что в зависимости от того, как поведет себя нефть на мировом рынке, изменятся и цены на авиаперевозки. Дешеветь черное золото пока не собирается, а вот подорожать – запросто. Недавно венесуэльский лидер Уго Чавес даже припугнул мировых капиталистов ценой в $100 за баррель. Впрочем, скорее всего, нефть подорожает далеко не столь значительно (по крайней мере, в 2008 г.), и ГСМ обеспечат рост цен на авиабилеты в районе 10%. Что же касается обновления авиапарка, то оно (даже несмотря на огромные - до 40% - таможенные пошлины на импортную авиатехнику в нашей стране), по мнению экспертов, может дать прирост цены всего в 5 - 7%. В итоге, если верить этой точке зрения, то в 2008 г. следует ожидать подорожания цен на авиабилеты в районе 15 - 20%.

Впрочем, даже если наши самолеты разом не устареют, с ними все равно есть определенные проблемы. А именно – их не хватает, особенно в отпускной сезон, с июня по сентябрь, поскольку машины времен СССР постепенно выбывают из строя, а новых делают крайне мало. Стыдно сказать, но 11 российских авиазаводов, производивших при Советах ежегодно сотни машин, сейчас выпускают суммарно около десяти пассажирских авиалайнеров в год. Есть надежда, что создание Объединенной авиастроительной компании (ОАК) как-то улучшит ситуацию. По крайней мере, готовится к серийному выпуску региональный самолет Superjet-100, а старые как мир Ту-154 в ближайшие годы планируется заменить в основной массе на более прогрессивные Ту-204 и Ту-214. Однако это все долгосрочные перспективы, а самолеты нужны сегодня. В итоге нам приходится покупать крылатые машины за рубежом (кстати, у некоторых российских авиакомпаний в планах обновления парка – только "иномарки"). Но это дорого, в том числе, из-за высоких таможенных пошлин, которые – даже если Россия вступит в ВТО – будут снижаться постепенно и, скорее всего, незначительно. Таким образом, дефицит авиалайнеров в ближайшие годы будет служить едва ли не главной причиной роста цен на билеты.

Однако существуют и другие факторы, влияющие на эти цены. Можно предположить, что устрашающий прогноз Росавиации на самом деле обусловлен не столько старением авиатехники, сколько подорожанием страховки. Как раз в середине августа (после ЧП с "Невским экспрессом") Минтранс выступил с предложением (оформившимся в законопроект) о повышении максимально размера страхового возмещения пассажирам с нынешних 12 тыс. руб. до мирового уровня. Это не беда, что такого уровня в природе не существует: есть страны, где компенсация еще меньше, чем у нас, а есть США и Европа, где могут выплатить от $1 млн до $3 млн, что явно превышает возможности наших компаний. Как бы то ни было, Минтранс решил остановиться на сумме в 2 млн руб. (то есть примерно $75 тыс.). А теперь угадайте: кто оплатит соответствующее увеличение страховых взносов? Правильно, пассажиры. Остается только размышлять, насколько вырастет страховая составляющая в цене билетов, если сумма страховки увеличится в 166 раз… А ведь кроме того, в начале этого года Минтранс разработал программу повышения безопасности полетов – в ее финансировании пассажирам наверняка придется принять самое активное участие.

Многие эксперты авиационной отрасли успокаивают себя и публику тем, что, дескать, на рынке авиаперевозок (в отличие от железной дороги) существует жесткая конкуренция, которая не позволит компаниям слишком уж задирать цены. Однако здесь именно тот случай, когда цены могут вырасти сразу у всех. По крайней мере, они имеют полное право так вырасти. И антимонопольная служба вряд ли сможет придраться к авиакомпаниям: ведь речь будет идти не о ценовом сговоре, а об изменении рамочных условий деятельности на рынке, которые затронут разом всех операторов.

В общем, как ни крути, а полеты будут обходиться россиянам все дороже и дороже. Возможно, глава Росавиации был прав, обозначив возможность роста цен на 40% - пусть пассажиры готовятся к худшему! А потом на фоне этого прогноза реальное подорожание билетов на 20 или даже 25% будет выглядеть не таким уж страшным.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей