|
Проблема не только в беспечности людей, но и в том, что запасы пресной воды иссякают, а изменения климата становятся все более резкими и непредсказуемыми. Урожаи то и дело уничтожаются природными катаклизмами.
Однако основным фактором опасности эксперты считают снижение количества посевных территорий. Правительства Америки и стран Западной Европы стремятся создать в своих государствах так называемые "чистые" источники энергии для выработки биотоплива. Оно, как и обычное горючее, делится на бензин и дизель. Биобензином является этанол - спирт, который вырабатывается из продуктов, содержащих сахар или крахмал, то есть из пшеницы, риса, кукурузы, сахарной свеклы. А биодизель получают из масличных культур - рапса, подсолнечника.
Необходимость в биотопливе объясняется, во-первых, тем, что окружающая среда и так слишком загрязнена, а добавление в обычный бензин 10% биоэтанола на 30 - 50% снижает объемы вредных выбросов автомобиля. Во-вторых, Запад хочет освободиться от влияния Ближнего Востока в нефтегазовой сфере, так как западные аналитики считают этот регион крайне нестабильным, и возможность давления на Европу со стороны ближневосточных стран может привести, по их мнению, к печальным последствиям.
В то же время из-за уменьшения сельскохозяйственных площадей растут цены на продукты питания. Лестер Браун, президент Института наблюдений за миром в Вашингтоне и автор популярной на Западе книги "Кто накормит Китай?", так высказывается о данной проблеме: "Мы оказались перед лицом эпохального соревнования за зерно между 800 миллионами автомобилистов планеты и двумя миллиардами бедняков на земле". Он приводит следующие примеры: в Соединенных Штатах через десять лет планируется производить 25% топлива, необходимого стране, в результате чего Америка превратится в большую топливную цистерну. Уже в 2006 г. пятая часть выращенной кукурузы пошла на производство этанола. Все это приводит к тому, что мировые цены на пшеницу с прошлого года выросли на 100%, и, как следствие, стоимость продуктов первой необходимости взлетела до предела.
Не менее серьезные опасения, чем топливный кризис, вызывает демографический и экономический бум в Китае и Индии. На территории этих стран уже сейчас проживает почти половина всего населения планеты. Однако и у этих прогнозов есть свои оппоненты. Например, президент Бразилии Лула да Сильва считает, что кризис не так близок, как утверждают ученые, он заявил: "В Бразилии 2 млн кв. км пахотных земель, из которых в настоящее время используется лишь пятая часть, и только на 4% территории производится сырье для этанола". В ответ на эти аргументы специалисты из ООН заявляют, что потребность в экологически чистом топливе постоянно увеличивается и в ближайшие три года этот рост составит 170%.