|
Последние десятилетия неврологи изучали мозг маленького ребенка исключительно в активном состоянии, обращая внимание на активность различных областей этого органа. И только сейчас шведские ученые из стокгольмского Института Каролинска наконец исследовали мозг отдыхающего младенца и установили удивительный факт: оказывается, даже в полудреме малыши способны узнавать своих матерей и подумывают о кормлении. А вот снов они, скорее всего, не видят.
Если в мозге взрослого человека в спокойном состоянии происходит порядка 10 различных процессов, то у младенцев их раза в два меньше, то есть около пяти. Руководитель исследования доктор Франссон утверждает, что "мозг новорожденного совершенно несправедливо было бы назвать tabula rasa - напротив, даже во время отдыха он обеспечивает ребенку моторику, сенсорику, зрительные и слуховые реакции". Ученые и раньше предполагали нечто подобное, однако основывались исключительно на том, что подсказывала им интуиция. Теперь же наука располагает фактическими доказательствами, полученными в ходе экспериментов с участием 12 младенцев.
Деятельность головного мозга новорожденного, как утверждают шведские специалисты, имеет практическую ценность, а не просто является одним из этапов развития психики и интеллекта. На самом деле именно процессы, происходящие в детских головах во время сна и отдыха, позволяют малышам узнавать своих матерей по лицу и голосу, а также находить материнскую грудь при кормлении. Уровень мозговой деятельности настолько высок, что этот орган, составляющий приблизительно 2% от массы человеческого тела, потребляет 20% всей энергии, необходимой для жизнедеятельности. Причем именно недавнее исследование шведских экспертов показало, что во время отдыха расходуется не меньше энергии, нежели в активном состоянии. Иными словами, на подсознательные процессы требуется едва ли не больше "топлива", чем на работу сознания.
Между тем несколько бытовавших ранее представлений о мозговой деятельности в раннем детстве были опровергнуты. В частности, шведские ученые не нашли никакого подтверждения гипотезе о том, что в младенческом возрасте наиболее активно происходит познавательных процесс и что грудной ребенок как никогда впоследствии открыт для эмоционального восприятия окружающего мира. Детская память принципиально отличается от взрослой отсутствием автобиографического компонента, иными словами, малыши долгое время не помнят сами себя - пока их мозг не повзрослеет до определенной степени.
Шведские специалисты считают, что их исследование, несмотря на всю его ценность, не позволяет составить исчерпывающее представление обо всех аспектах работы младенческого мозга. Между тем, полагают ученые, именно в мозговой деятельности грудных детей и ее отклонениях от нормы следует искать зачатки таких тяжелых психических расстройств, как шизофрения и аутизм.