Женюсь по собственному желанию

Читать в полной версии →
Вариация на тему "знакомство с родителями" в исполнении главного придурка из "Американского пирога" смотрится на удивление приличнее и смешнее, чем более ранняя серия фильмов

Женюсь на первой встречной (The Pleasure of Your Company) США, 2006
Режиссер: Майкл Ян Блэк
В ролях: Джейсон Биггс, Исла Фишер, Джо Пантолиано, Марго Мартиндейл, Эбон Мосс-Бакрак, Джоанна Глисон





Парень в алых стрингах с блестками и с белыми крыльями за плечами (Джейсон Биггс) делает предложение своей девушке, но она, не успев сказать "да", падает на пол и начинает корчиться в смертельных судорогах.

Прошел год, а Андерсон все еще не вылезает из депрессии и футболки с их общей фотографией на груди, пьет рассол и давит голыми ногами мышей. Потом решает взять себя в руки и не может придумать ничего другого, кроме как сделать предложение еще одной девушке - совершенно незнакомой официантке Кэти (Исла Фишер). К его удивлению, Кэти, уставшая раздумывать над предложением руки и сердца от собственного идеального бойфренда, соглашается.

Автор и режиссер "Женюсь на первой встречной" - актер Майкл Ян Блэк, который с 1990-х работает в комическом трио "Стелла" и сочиняет шутки для комедийных сериалов. Его первый полнометражный фильм кажется составленным из сцен, оставшихся в черновиках, и гэгов, не прошедших цензуру телепродюсеров. И все же вариации Блэка на тему "знакомство с родителями" вышли намного удачнее одноименной серии фильмов с Беном Стиллером - кроме того, что они в три раза короче, смотреть их не так стыдно и временами смешно. Режиссер достигает эффекта с помощью одного-единственного, очень простого трюка: все герои фильма, кроме главных, - сумасшедшие. Придурки, фрики, больные на голову.

Когда жених и невеста все же решают познакомиться поближе, прежде чем бежать за кольцами, оказывается, что любимое развлечение его семьи - сексуальные забавы с использованием взбитых сливок, а любимое развлечение ее семьи - игра в крокодильчики. Ее отец - зэк, а ее отчим делает специальные игрушки для еврейских детей. Его маму играет Марго Мартиндейл - толстая американка, так трогательно открывавшая для себя магию французской столицы в последней новелле "Париж, я люблю тебя". Так же трогательно она превращается из мамаши-наседки в маньячку, угрожающую прирезать свою будущую родственницу. Друзья Кэти норовят превратить любое помещение в цирковую арену, а полицейские, постепенно заполняющие экран к финалу, просто недалекие увальни, над которыми грех не посмеяться.

На фоне всех остальных персонажей внезапное решение героев пожениться действительно выглядит верхом разумности. Они отстаивают это решение среди разрастающегося абсурда. Первое свидание герои проводят на огромной свалке. Андерсона сбивает "Запорожец", и в забытьи ему является призрак бывшей невесты, требующий, чтобы он бросил Кэти. Потом он приходит в себя, и ему является Дарт Вейдер.

В какой-то момент история неожиданно становится похожа на русскую свадьбу, бессмысленную и беспощадную - с похищением, рыданьями, нежданно являющимися бывшими, мордобоем и каталажкой, - так что даже не удивительно, что Биггс внезапно внятно произносит по-русски: "До свидания".

Американская молодежная комедия, адаптируясь к взрослеющей аудитории, постепенно превращается в комедию матримониальную, а туалетно-генитальный юмор сменяют шутки на тему незапланированной беременности и неуживчивых родственников. В Голливуде стало модно рано обзаводиться семьей. Сюжет "Немножко беременна" еще несколько лет назад вряд ли привлек бы внимание продюсеров, а "Американский пирог" с тем же Джейсоном Биггсом не мог не закончиться "Свадьбой". Герой Биггса в "Женюсь на первой встречной" начинает как придурок из "Пирога", а заканчивает, скорее, в русле сыгранного им на Бродвее "Выпускника", молодого человека, который не сразу, но все-таки понял, в чем состоит его счастье.

"Цирк похож на любовь", - говорит герой по имени Матадор (Эбон Мосс-Бакрак), обладатель шинели с серпом и молотом на спине и голубого "Запорожца". Он глотает шпаги и обжигает язык, показывая трюки с выдыханием огня. Матадор в фильме "Женюсь на первой встречной" - воплощенная метафора, потому что любовь, по мнению режиссера Блэка, очень похожа на цирк. Главное в цирке - упорство в достижении цели, стремление к тому, чтобы трюк заработал, даже если нога предательски скользит по канату, а ножи пролетают в опасной близости от жизненно важных органов. Вот и сам фильм вытягивает исключительно уверенность в магии собственных трюков, и, в конце концов, его беззастенчивая клоунада не может не сорвать аплодисментов.

В прокате с 27 сентября

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей