Грузия вступает на тропу войны

Читать в полной версии →
О возможных сценариях военных действий против Южной Осетии и Абхазии и о времени начала активной фазы конфликтов в эксклюзивном интервью "Yтру" рассказывает независимый эксперт Заур Алборов




В последнее время обострилась обстановка в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Многие аналитики и эксперты предрекают неизбежность начала боевых действий. Свой взгляд на ситуацию в регионе и подготовку к войне в эксклюзивном интервью "Yтру" представил независимый военный эксперт Заур Алборов.

"Yтро": Сейчас грузинские спецслужбы действуют на территории Абхазии - в районе, примыкающем к месту проведения Зимних Олимпийских игр. Чем это грозит?

Заур Алборов: Полностью соглашусь с мнением руководства Абхазии - Грузия по подсказке зарубежных кураторов решила вступить на тропу диверсионной войны. Все происходящее можно рассматривать как предупреждение о возможном срыве Зимней Олимпиады 2014 года. Другими словами, кроме возможного возобновления полноценных боевых действий, а такая вероятность велика как в Абхазии, так и в Южной Осетии, связанных договорами о военной взаимопомощи, речь идет о шантаже России, которой хотят навязать новые условия - безопасность Олимпиады в обмен на сдачу самопровозглашенных республик.

"Y": Большинство экспертов утверждало, что осенью Грузия развяжет агрессию и против Южной Осетии. Как будут развиваться события в ближайшее время?

З.А.: Все будет зависеть от развития ситуации вокруг признания Косова. Есть большая вероятность того, что решение о статусе края опять будет отложено на неопределенное время. Кроме того, на данный момент Вооруженные силы Грузии не готовы к проведению успешной операции против Южной Осетии. Сухопутные силы Грузии располагают четырьмя полностью укомплектованными и подготовленными пехотными бригадами. Создается пятая - проходит ее доукомплектование и обучение. Но из этих сил третья бригада на данный момент почти полностью находится в Ираке, а второй бригаде, которая дислоцируется в Сенаки, в случае конфликта придется прикрывать абхазское направление. Итого у Тбилиси остается, без учета отдельных подразделений, две пехотных и одна артиллеристская бригада, если можно так выразиться, свободных для проведения операции против Южной Осети. Этих сил, разумеется, явно не достаточно. Не смогут они в полной мере использовать в этих целях и бригаду специального назначения.

"Y": По оценкам военных и конфликтологов, военные действия с грузинской стороны не будут проходить в классической форме, а примут характер скорее спецоперации с применением ракетно-артиллеристского вооружения. Как вы откомментируете такие прогнозы?

З.А.: Экспертам не стоит изобретать велосипед. Применение ракет и артиллерии считается полноценной войсковой операцией. Главный упор Грузия все же сделает на массированное применение артиллерии и атаку пехоты на ключевые объекты Южной Осетии вкупе с высадкой тактических десантов в тыл осетинской армии. Особый упор грузинский Генштаб делает на 262-миллиметровые реактивные системы залпового огня М87 "Оркан", закупленные в 2006 г. Грузией у Боснии и Герцеговины. Это оружие предназначено для нанесения ковровых ударов по площадям. С его помощью грузинские военные надеются нанести удары по осетинам в Джавском районе, а также применять их для дистанционной поставки противотанковых мин на Транскаме, чтобы затруднить подходы резервов из Джавского района к горячим точкам (ключевым объектам) республики. Не стоит забывать о выводах российских и зарубежных аналитиков о том, что как таковой сплошной линии фронта здесь не будет.

Если говорить о сроках военной операции Грузии против Южной Осетии, то следует учитывать точку зрения руководства Генштаба Грузии. Там считают, что Вооруженные силы Грузии будут готовы к проведению успешной операции против Южной Осетии через год, когда они вернут большую часть третьей пехотной бригады из Ирака, сократив присутствие своего контингента там до 300 военнослужащих. К тому времени в Грузии доукомплектуют и пятую бригаду, которая будет дислоцирована в непосредственной близости от зоны грузино-осетинского конфликта - в г. Гори.

"Y": В Закавказье особую роль играет южный портал Рокского тоннеля, контроль за которым означает ключ к выходу на российский Северный Кавказ. Какова вероятность того, что портал подвергнется атаке?

З.А.: Несомненно, Рокский тоннель играет стратегическое значение в обеспечении безопасности Республики Южная Осетия, фактически являясь гарантом ее суверенитета. Это прекрасно понимают и в Минобороны Грузии. Поэтому первостепенной задачей в случае начала грузинской агрессии станет изоляция Южной Осетии от Российской Федерации.

С этой целью может быть предпринята попытка нанесения бомбово-штурмовых ударов по южному порталу Рокского тоннеля и участкам Транскама, а также их минирования при помощи бомбовых кассет с противотанковыми и противопехотными минами и вышеупомянутых РСЗО М87 "Оркан". Этими шагами грузинские военные постараются воспрепятствовать выдвижению частей и подразделений 58-й общевойсковой армии на помощь российским миротворцам и защиту граждан России в Южной Осетии. Кроме того, действия грузинских ВС будет прикрывать зенитно-ракетный дивизион, задачей которого будет полный контроль над воздушным пространством зоны конфликта и воспрещение действий частей и соединений второй воздушной армии ВВС и ПВО СКВО по оказанию помощи российским миротворцам.

Известно, что Грузия закупила для этих целей на Украине зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) "Оса" и "Бук". Но вряд ли грузинская группировка будет защищена с воздуха. Более того, части и соединения второй воздушной армии ВВС и ПВО России должны без проблем установить полное господство в воздухе над зоной возможных боевых действий. Опыт последних региональных вооруженных конфликтов показывает, что, если сухопутные силы остаются беззащитными от авиации противника, это неизбежно ведет к проигрышу с большими потерями в живой силе и технике. Так что Грузии нужно или умерить свой милитаризм, или готовиться к большим потерям и... проиграть.

По моим данным, Рокский тоннель надежно прикрыт как от действия разведывательно-диверсионных групп, так и от средств воздушного нападения. Более того, он является собственностью России, и можно не сомневаться, что она примет все меры для обеспечения его нормального функционирования и охраны. Даже если представить, что Рокский тоннель будет выведен из строя, потенциал Вооруженных сил Республики Южная Осетия достаточен для того, чтобы продержаться до подхода помощи.

"Y": Грузия настаивает на выводе российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии. В ходе ротации Россия направила в подразделения миротворческих сил профессиональных военнослужащих с боевым опытом. Это принесло результат?

З.А.: У Южной Осетии нет претензий к самому российскому миротворческому батальону, благодаря которому уже на протяжении 17 лет здесь сохраняется мир. Претензии имеются к нынешнему командующему генералу Кулахметову, который не всегда в полной мере пользуется полномочиями, предоставленными ему мандатом, и не пресекает провокационные действия Грузии, направленные на разжигание вооруженного конфликта. В частности, отсутствует адекватная реакция на интенсивное фортификационное оборудование местности в местах компактного проживания грузинского населения и провокационные обстрелы города Цхинвал летом 2007 г., накануне голосования в Совбезе ООН по поводу статуса Косова.

Несомненно, замена профессиональными кадрами в российских миротворческих контингентах повышает их боеспособность. Например, в зоне грузино-осетинского конфликта уменьшилась провокационная активность грузинских спецслужб. Хотя, несмотря на это, Тбилиси продолжает наращивать свое военное присутствие в зоне конфликта в нарушении всех соглашений и договоренностей о демилитаризации. Так, накануне годовщины независимости Южной Осетии в села грузинского анклава Авневи грузинские "миротворцы" тайно ввели танки. И снова безнаказанно.

"Y": Грузинская армия закупила так называемые "таблетки от страха", применяемые ВС США и силами коалиции в Ираке и Афганистане. Это свидетельствует о низком моральном духе ее армии?

З.А.: Как показал опыт боевых действий лета 2004 г., несмотря на численное превосходство над подразделениями Южной Осетии и преимущество в огневых средствах, грузинские военные проявили себя не с лучшей стороны. Налицо невысокий боевой дух грузинских солдат, проявившийся в боях за Джавские высоты у села Тлиакана.

Там грузинские солдаты, имея превосходство в артиллерии и живой силе, с помощью предателя Джемала Каркусова, занимавшего тогда пост главы МВД РЮО, сумели захватить высоты и окопаться на них, но продержались там неполные два часа и были вынуждены отступить в ходе яростной осетинской контратаки. Хотя тогда грузины превосходили силы наступавших в два раза!

Этот и другие факты были проанализированы американскими военными советниками. По некоторым данным, они и приняли решение поставить в Грузию партию так назывемых "таблеток от страха", уже применяемых американскими войсками в Ираке и Афганистане, с целью поднятия боевого духа грузинских солдат в случае боевых действий. Эти психотропные препараты снимают реакцию на боевой стресс и боль. Однако их применение производит побочный эффект - беспричинные приступы ярости и садизма, которыми отметились американские солдаты в Ираке, что стало поводом для международного скандала. Но здесь адресатов "озверина" ждет разочарование: прием таблеток не сделает грузинских солдат неуязвимыми.

"Y": Практически весь личный состав грузинских ВС, за исключением формируемой пятой бригады, прошел обкатку в Косове, Афганистане и Ираке. Подходит ли приобретенный там опыт грузинских военных для условий Кавказа?

З.А.: Действительно, почти все грузинские подразделения прошли эти горячие точки. Но, как правило, занимались они там выполнением небоевых задач - несением службы на КПП, патрулированием, проведением гуманитарных и миротворческих операций, поддержанием правопорядка и так далее. Вряд ли этот опыт пригодится им в случае возможной агрессии против Южной Осетии, так как грузинским придется участвовать в боях высокой интенсивности.

"Y": Южная Осетия применяет оборонительную тактику, так как ни на кого нападать не собирается. Что можно противопоставить в случае попытки грузинской стороны захватить Цхинвал, ключевые районы республики и коммуникации?

З.А.: Несмотря на то что боевой потенциал армии Южной Осетии уступает грузинской армии, на горно-лесистом театре военных действий (мы всегда можем дать эффективный отпор агрессору. При этом Цхинвал и все ключевые районы республики подготовлены к обороне и на 100% оборудованы в фортификационном отношении. Кроме того, особенностью боевых действий в этих условиях является то, что здесь нет сплошной линии фронта, что открывает широкие возможности для проведения диверсионных операций в тылу противника. На мой взгляд, в возможном конфликте в Южной Осетии будут доминировать три основных тактических приема - наступление, оборона и диверсия. Если Вооруженные силы Российской Федерации окажут реальную помощь своему миротворческому контингенту и защитят граждан России в Южной Осетии, в исходе военного противостояния сомневаться не приходится.

"Y": Спасибо за беседу.

Олег ПЕТРОВСКИЙ |
Выбор читателей