|
Разумеется, мы как всегда стремимся догнать и перегнать безнадежно ускользающий Запад. Поэтому в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина уже экспонировались отвратительные позолоченные истуканы в исполнении Джины Лоллобриджиды и порнографические зарисовки, которыми на старости лет утешался немощный Феллини. На фоне этого выставка "Шанель. По законам искусства" выглядит почти как интеллектуальный прорыв. Тем более что, как следует из названия, организаторы проекта стремились представить в экспозиции не только коллекции Дома Шанель, но и произведения искусства XVIII - XX столетий, которыми, если верить истории, вдохновлялась модельер. Впрочем, трепетную душу француженки можно было затронуть и более брутальными вещами.
Например, считается, что, побывав в Великобритании, Шанель пришла в неописуемый восторг от фактуры и колорита местной земли, обильно политой дождями. Стремясь четко проследить линию "источник - вдохновение - стиль - искусство", французские кураторы не поленились привезти в Москву гигантскую скульптуру из акриловой смолы, представляющую собой измазанную коричневой краской поверхность размером два на три метра - это есть многострадальная британская земля, воссозданная руками современного французского мастера Дидье Марселя. Стремление подчеркнуть неотвратимое влияние идей Шанель на современное искусство побудило французов украсить экспозицию рыболовной сетью ручной вязки, декорированной золотым шитьем, - эту работу создала художница Аня Галаццио.
Одним словом, несмотря на тот факт, что в экспозиции задействовано немало известных шедевров (в том числе произведения Пабло Пикассо, Михаила Ларионова, Альберто Джакометти и Энди Уорхолла), а также уникальные фотодокументы и предметы, связанные с биографией Шанель (например, оригинальный флакон духов "Шанель №5", выпущенный в 20-е годы прошлого века), конечный результат далек от классической выставки в традиционном ее понимании. Однако это не умаляет ее ценности.
Главное достоинство проекта заключается в совершенно новом, необычном для наших широт методе построения выставочной экспозиции. Куратор мероприятия, историк моды Жан-Луи Фроман, решил разбить материал не по традиционному хронологическому и биографическому принципу, а по определенным темам, которые не только отмечают основные достижения Шанель в области моды, но и ассоциируются с определенными тенденциями в культуре и искусстве ее эпохи.
Таким образом, экспозиция делится на пять разделов: первый - "Венеции" - вызывает в памяти не только нежно любимый Шанель итальянский город, но и древнерусское искусство, которым француженка особенно увлекалась в период бурного романа с великим князем Дмитрием Павловичем; второй - "Черные" - как будто провозглашает знаменитое маленькое платье и свершившуюся революцию в женской моде; третий - "Красный" - красноречиво говорит о цвете любимой помады модельера, породившем образ загадочной женщины-вамп; четвертый - "Пески" - подчеркивает демократический взгляд творческой личности, какою, несомненно, являлась Коко Шанель, и, наконец, последний - "Твид/Твиды" - указывает на ассоциирующийся с одноименной тканью строгий и сдержанный английский стиль.
Французская сторона подчеркивает, что проект "Шанель. По законам искусства" принципиально отличается от выставки "Шанель", показанной в нью-йоркском музее "Метрополитен" в 2005 году. "В "Метрополитене" акцент был сделан на коллекции костюмов Шанель, а мы представляем ее творческие новации на фоне истории искусства. Они стали символами ее неповторимости на все времена в искусстве вообще и в искусстве моды в частности", объясняют организаторы выставки.
С 26 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина