Московское метро превращается в царство мрака

Читать в полной версии →
Облик столичной подземки претерпевает не слишком приятные изменения, связанные с выходом светильников из строя или их непродуманной заменой на новые, вносящей диссонанс в архитектуру станций




Тот факт, что московская подземка - самое красивое метро в мире - ветшает на глазах, ни для кого не является секретом. Некогда блестящие перонные залы постепенно разрушаются и покрываются трещинами, зарастая толстым слоем пыли, да и поезда, курсирующие по веткам метрополитена, уже давно требуют замены. Но мало кто знает, что станции подземки теряют столь важную для них архитектурную подсветку, из-за чего метро фактически погружается во мрак.

Как пишет газета "Известия", ярким тому примером является станция "Кропоткинская", открытая в далеком 1935 г. и ставшая образцом архитектуры. Ее зодчий Алексей Душкин, чуть позже спроектировавший легендарную "Маяковскую", позаимствовал у древних египтян лотосообразную форму колонн и широкие раструбы, в которых и спрятал светильники. "В то время так никто не делал, - пояснил архитектор "Метрогипротранса" Владимир Филиппов. - На всех станциях светильники были всегда на виду. А тут наоборот. Свет есть, а лампы нет. И в этом была уникальность "Кропоткинской"".

Однако недавно этот неповторимый облик был утрачен: прежние лампы накаливания заменили люминесцентными светильниками, выведенными наружу. "Мало того что теперь светильники видны и "бьют" по глазам, так еще и разрушилось архитектурное единство станции, - возмущается Филиппов. - Раньше каждая лампочка освещала отдельную грань многогранного потолка, подчеркивала архитектурные формы. Теперь от душкинской легкости не осталось и следа. В итоге бездумной замены освещения убили всю прелесть станции и разрушили архитектурную концепцию. А ведь она - памятник архитектуры".

Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов отметил, что освещение столичной подземки - актуальная проблема, затрагивающая отнюдь не одну только "Кропоткинскую". На некоторых станциях очень темно, к примеру, на "Соколе" или "Красных воротах", и причиной тому являются не какие-то непреодолимые обстоятельства, а банальное нежелание подобрать лампы соответствующей мощности. Но есть в метрополитене и такие объекты, на которых светильники попросту не горят, - "Комсомольская-радиальная", "Павелецкая-кольцевая", обе станции "Парк культуры". Кое-где плафоны так запачканы, что свет сквозь них практически не пробивается, и уровень освещенности катастрофически падает. Поэтому в часы пик пассажиры, не видя толком даже собственных ног, спотыкаются и толкают друг друга в два раза больше, чем было бы при нормальной видимости.

С другой стороны, сказать, что осветительные системы в московском метро находятся без присмотра, ни в коем случае нельзя. Светильники не только меняют, но и устанавливают новые. Беда лишь в том, что этот процесс идет хаотично, без единого критерия. Не приходится говорить об эстетике, когда свод у эскалатора вдруг берут и обвешивают сиротливыми лампочками без плафонов, как на "Сухаревской". К не слишком позитивному результату привела и замена ламп накаливания в вестибюле "Октябрьской-кольцевой" на новомодные энергосберегающие: теперь они угрожающе нависают над пассажирами с потолка, напоминая сталактиты, и к тому же светят далеко не так ярко, как прежние.

Наталья ШИРЯЕВА |
Выбор читателей