Олимпийский прорыв президента

Читать в полной версии →
Путин не уйдет. И управлять госкорпорациями, в том числе и создаваемым "Олимпстроем", он будет не с поста премьер-министра, а в качестве президента России. Это подсказывает вся логика последних событий




Ключевая нынче тема создания в России государственных корпораций (ГК) в различных стратегических и социально значимых отраслях сегодня получила дальнейшее развитие: Госдума приняла в первом чтении проект закона об олимпийской госкорпорации "Олимпстрой".

На сегодня российские парламентарии уже успешно воплотили в жизнь идеи президента, изложенные им в ежегодном послании Федеральному Собранию в апреле 2007 г., и обеспечили функционирование таких ГК, как Банк развития России (Внешэкономбанк), "Роснанотехнологии", Фонд содействия реформированию ЖКХ, Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации. Совсем скоро решится вопрос с созданием "Росатома" и "Автодора" - общенационального оператора дорожной сети России. "Рособоронэкспорт" преобразуют в "Ростехнологии" - Владимир Путин уже внес законопроект в парламент. Политики и госчиновники высказывают предложения о создании ГК в сфере станкостроения, лекарственного обеспечения, сельского хозяйства, рыболовства. Поле для фантазий обширно...

Показательно, что с экспертным сообществом никто, кажется, и не собирается обсуждать проблему ГК. Президент поставил задачу - правительство и Дума спешат ее решить. И ведь невозможно упрекнуть никого в безответственности или простой поспешности государственных служащих, чьи полномочия так скоро истекают.

Эксперты по-разному оценивают политическое и экономическое значение такой организационно-правовой формы управления крупными активами для России. Вопросов пока больше, чем ответов. Экономисты в своих мнениях более лояльны к ГК, ссылаясь пока на отсутствие практических результатов их деятельности. Оценки политологов резче и неоднозначнее. Самые непримиримые из них видят в форсированном создании ГК формирование в России системы госкапитализма, отсылают нас к опыту фашистской Италии или современного Китая, что, может быть, для нас было бы уже не столь трагично.

Аналитики пока не могут оценить, насколько правила игры, утверждаемые для ГК (для каждой - отдельным законом), универсальны как для бизнеса, так и для всего семейства госкорпораций в целом. Однако, тот факт, что ГК выводятся из-под прямого контроля правительства (и при этом в их ведение передаются богатейшие активы из федерального бюджета и собственности, а профильные федеральные целевые программы будут ликвидироваться с передачей бюджетного финансирования в создаваемые структуры), позволяет предположить, что такая организационно-правовая форма призвана "распылить" государственные активы между основными группами влияния, контролирующими основные стратегические бизнес-активы России.

Управлять создаваемыми ГК будет не удобно ни будущему преемнику, ни премьер-министру... если только кресло премьера не займет лично Владимир Путин. Именно действующий президент единолично назначает гендиректоров госкорпораций. Попытка объяснить эту гонку острой необходимостью обеспечить стабильность и преемственность при трансферте власти вызывает двойное сомнение. Во-первых, от кого обороняемся? Кто у нас так ненадежен? К власти не придет оппозиционер, потому что реально дееспособных у нас - в этом случае - к счастью, нет. Народ так быстро и так много не разворует, хоть экспроприацию объявляй. Остается подозревать в ненадежности те самые группы влияния, то есть политическую и экономическую элиту страны.

Второе сомнение - уже не сомнение, а уверенность: Путин не уйдет. И управлять госкорпорациями он будет не с поста премьер-министра, а в качестве президента России. Это подсказывает вся логика последних событий. Не похоже, чтобы, инициировав создание ГК в 2007 г., Путин согласился наблюдать за их деятельностью из кресла депутата Госдумы или главы Кабмина в 2008 г., не имея возможностей для контроля.

Перед нами разыгрывается очень красивый сценарий, в котором госкорпорации - участники скорее политической игры, нежели панацея мобилизационной экономики.

Оксана КОВАЛЕВА |
Выбор читателей