|
Германия – Великобритания – США, 2007
Режиссер: Фрэнк Оз
В ролях: Мэтью МакФейден, Руперт Грейвз, Энди Найман, Алан Тадик, Ричард Динклейтер
Фрэнк Оз – совершенно сказочный режиссер. Он озвучивал Мисс Пигги в "Маппет-шоу" и Йоду в "Звездных войнах", снимал Стива Мартина в "Отпетых мошенниках" и "Боуфингере". Родившийся в английском Херефорде, он почти все свои фильмы снял в Голливуде, а теперь вернулся в Англию и на легендарной лондонской студии "Илинг" сделал настоящий английский фарс.
В отличие от другого американского комедиографа, неожиданно ставшего англофилом, Вуди Аллена, Оз вернулся на историческую родину в географическом и духовном смысле слова, и его комедия, не теряя своей бесшабашности, приобрела сдержанность, которая и отличает этот скоропортящийся продукт – "английский фарс".
Англия и Америка – две страны, разделенные гранью между пошлым и не пошлым, смешным и противным. Тема нового фильма Оза проста: "смешная и нелепая смерть", и каким-то образом там оказываются уместны и доставленный по неверному адресу гроб, и голый мужик на крыше, и обкакавшийся старик, и карлик-гей. Хотя поводом для комедии становится смерть, смеется Оз не над мертвыми, а над живыми.
За легкими скабрезностями скрывается история в лучших традициях Чарльза Диккенса: история взросления одного англичанина (Мэтью Макфейден), который понимает, что самое сложное – пережить не смерть близкого, а его похороны. Ему нужно справиться с мамашей, братом-писателем (Руперт Грейвз), кузиной (Дэйзи Донован) и ее объевшимся мескалина женихом (Алан Тадик), парой раздраженных дядюшек, какими-то дальними родственниками и, самое главное, неизвестно откуда взявшимся карликом (Ричард Динклейтер), который заявляет, что имел с его отцом отношения определенного рода и, значит, заслуживает части наследства. Устранение назойливого гостя и занимает большую часть экранного времени и требует от героев решительности, воображения и быстродействия.
Местом действия этой черной комедии могла стать только Англия, а героями – только англичане, постные лица которых как нельзя подходят для похоронного антуража. Именно англичане умеют шутить, сохраняя серьезную мину, и этим неминуемо доводят зрителей до поросячьего визга.
"Смерть на похоронах" попадает в исчезающую с киноэкрана категорию фарса. И этот жанр как нельзя лучше служит намерениям Оза. Если это фарс – значит, допустимы шутки на грани фола и сюжетные натяжки, вроде постоянного попадания пузырька валиума не в те руки и попадания таблеток мескалина из него в не приспособленные к этому желудки. В фарсе не так важны точные психологические характеристики героев и даже точное обозначение родства всех присутствующих на похоронах гостей. В фарсе действие сворачивается в пружину и выстреливает на протяжении одного дня, а для декорации хватает нескольких комнат и крыши деревенского дома. Прописанные характеры без потерь заменяют типажи, и потому особенно важен становится точный подбор героев и актеров.
Мэтью Макфейден в роли благовоспитанного бесхребетника Дэниела – типаж "Джона Кьюсака для бедных", которому приходится, наконец, принимать решения и говорить от себя, а не по бумажке. Среди других участников фарса – толстяк (Энди Найман) с милейшей улыбкой и повадками Александра Калягина в "Рабе любви"; фрик, считающий себя неотразимым (Юэн Бремнер), и нервный студент-фармацевт (Крис Маршалл). Противовесом их решительным, непродуманным, еще больше усложняющим ситуацию действиям в фильме служат терпеливые дамы: жены, невесты, подруги – молчаливая опора мужчин-идиотов. Они делают злоключения пары трупов и нескольких живых людей трогательными в тот момент, когда режиссерское веселье рискует перейти границу хорошего вкуса.
В прокате с 11 октября