|
Профессор Хартфордширского университета Ричард Вайзман организовал интернет-исследование, в ходе которого на специально созданный сайт заходили хозяева различных домашних животных и описывали их повадки. Владельцам пушистых, пернатых и чешуйчатых созданий предлагалось дать оценку сначала себе, а затем охарактеризовать питомца. "Мы узнали, что большинство людей считают кошек и собак такими же личностями, как и они сами: сварливыми, милыми, веселыми, недалекими и тому подобное", – объясняет Вайзман.
Теперь профессор планирует на основе собранного материала создать классификацию типов личности основных видов домашних животных. "Конечно, это будет в определенной степени обобщение, но оно все равно поможет составить представление о том, каких существ мы выбираем для совместного проживания", – считает исследователь.
Предварительные данные проведенного им мониторинга, охватившего более тысячи человек, показали, что наиболее распространенным свойством кошек, по мнению их хозяев, является чувство юмора и склонность к иронии. Такой точки зрения придерживается каждый третий котовладелец, тогда как практически все обладатели собак видят своих любимцев скорее "счастливыми". Примечательно, что способностью испытывать и излучать счастье люди наделяют даже рыб: 62% любителей подводного мира уверены, что обитатели аквариума счастливы.
Интересными оказались и результаты сравнения характеристик владельцев и их питомцев. Вопреки расхожему мнению об агрессивных собачниках, наибольшую опасность таят в себе хозяева рептилий, особенно опасных. Только 2% владельцев домашних террариумов описали себя как людей надежных, тогда как среди собаководов таковых оказалась почти половина.
Схожее исследование ранее провели ученые из Техасского университета, которые систематизировали черты характера собак исходя из человеческих критериев – например, открытость, эмоциональная стабильность и так далее. Сначала оценку своим питомцам давали их хозяева, а затем проводилась проверка с учетом мнения стороннего наблюдателя, скажем, на прогулке в парке. Профессор Вайзман, принявший во внимание опыт американских коллег, считает, что в основе этого феномена лежит подсознательная мотивация человека при выборе питомца – многие люди якобы ищут в животном друга или ребенка, и встречают практически полную взаимность.