|
На самом деле, предлагаемое разработчиками данного документа нововведение новинкой отнюдь не является. Любой достаточно взрослый житель России без труда вспомнит, что акцизные марки на горлышке бутылки присутствовали еще полтора года назад. Затем они вместе с новыми специальными марками переместились на боковую поверхность, в связи с введением той самой пресловутой ЕГАИС – вся информация, необходимая для учета продукции в этой системе на "горловой" марке не помещалась. Но поскольку ЕГАИС родилась сильно "недоношенной", миграция акцизной марки оказалась на руку мошенникам, создав благоприятную почву для развития нелегального производства. Фальсификаторам теперь достаточно взять пустую бутылку из-под продукции законопослушного производителя и наполнить ее иным содержимым. "Нелегальные дельцы организовали пункты приема стеклотары, главным требованием которых было сохранение на бутылках в нетронутом виде акцизных марок. О гремучей смеси вторичного содержимого этих бутылок остается только догадываться", - сообщил в ходе обсуждения нового законопроекта вице-спикер Владимир Катренко.
Примечательно, что участники алкогольного рынка о подобном развитии событий предупреждали еще до введения ЕГАИС, но тогда к ним, как водится, никто не прислушался. Теперь производители спиртосодержащей продукции с тихой грустью вспоминают потрясения двухлетней давности и готовятся к новому кризису. По их расчетам, на воплощение новой идеи и переоборудование линий розлива потребуется порядка $15 миллионов. Правда, депутаты по-прежнему не видят в своих новшествах особых проблем для предпринимателей.
Так, например, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев (возглавляемая им структура ответственна за введение новой марки) отмечает, что на многих предприятиях сохранилось прежнее оборудование, позволяющее клеить марки на горлышко бутылки. При этом он забывает о том, что даже в этом случае запуск обновленных старых линий потребует немалых средств на их амортизацию и настройку. Кроме того, возникает вопрос: успеет ли государство за оставшиеся два месяца обеспечить всех желающих новыми акцизными марками? Напомним, именно их нехватка стала причиной длительного простоя производственных мощностей, что послужило отправной точкой прошлогоднего кризиса. А между тем, даже стоимость новой марки пока не определена, признался Юрий Медведев.
Конечно, депутаты, как могли, позаботились о том, чтобы легальные производители не пострадали от очередного нововведения. Законом предусмотрены переходные сроки, в которые можно будет реализовать остатки продукции со старой маркировкой: для федеральных специальных марок - до 30 июня 2010 г., для акцизных марок - до 31 июня 2009 г. в части ввоза и до 30 июня 2010 г. в части оборота. Но водка все равно подорожает примерно на 20% после вступления закона в силу, прогнозирует бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев. Тем ни менее иного выхода, по мнению депутатов, нет - пока ЕГАИС не заработала, маркировка будет лучшим способом защиты от подделок. Вот только есть одно небольшое "но" - по словам некоторых участников рынка, за рубежом уже научились подделывать российские акцизные марки. А перспективы полноценной работы ЕГАИС по-прежнему весьма туманны.
Буквально вчера на заседании правительства РФ, где обсуждались поправки в законодательство об обороте этилового спирта и спиртосодержащей продукции, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о том, что в нынешнем виде система остается неэффективной и требует серьезной доработки. "Я, как министр, не удовлетворен работой этой системы", - подчеркнул он. Пожалуй, это одно из немногих высказываний чиновников и политиков, с которым полностью согласятся участники рынка. Но вряд ли им от этого станет легче.