|
Глава ФСИН Юрий Калинин заявил, что беспорядки начались после того, как было принято решение перевести 19-летнего заключенного Александра Бакланова в СИЗО. "В следственный изолятор колонии был доставлен один из воспитанников — Александр Бакланов, который возглавлял отрицательную группировку. Это стало причиной бунта остальных участников. Как известно, в этой среде есть свои понятия о чести и дружбе", - объяснил чиновник, добавив, что инцидент можно было бы предотвратить, если бы в колонии велась более активная воспитательная работа.
Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который накануне посетил Кировград, считает, что "воспитательные колонии для несовершеннолетних зачастую превращаются в полноценную тюрьму, где главное — это наказание. Симптомы этого были и раньше".
Узнав о том, что Бакланова переводят, около полусотни человек начали бунтовать, причем один из участников этого бунта убил капитана Анатолия Завьялова. К настоящему времени убийца уже дал признательные показания, но прессе его имя не сообщают. Известно лишь, что в кировградской колонии он отбывает срок за совершение особо тяжких преступлений. Директор ФСИН рассказал также, что между убийцей и его жертвой ранее не раз возникали конфликты.
Сегодня Завьялова хоронят. В связи с этим Федеральная служба исполнения наказаний заявила, что предоставит семье погибшего офицера материальную помощь: вдове выплатят единовременное денежное пособие в размере зарплаты ее мужа за десять лет и 1,5 млн руб. страховки, а дочери убитого будут получать по 1,5 тыс. руб. ежемесячно. Ущерб, нанесенный колонии бунтовщиками, оценен в 30 млн рублей.
По словам Владимира Лукина, бунтующие подростки были вооружены металлическими прутьями, которые они добыли, разобрав кровати и несколько метров забора. Кроме того, они нападали на сотрудников колонии с камнями и другими тяжелыми предметами в руках. Собрав краски и лаки, припасенные для ремонта, заключенные устроили пожар. После того, как огонь разгорелся, несколько десятков человек устремились к ограждениям в надежде вырваться на свободу. Видимо, участники беспорядков были уверены, что охрана не станет в них стрелять.
Однако с вышки по ним открыли огонь на поражение, в результате чего двое заключенных погибли на месте, и еще около 20 получили ранения. Владимир Лукин отмечает, что можно было не применять огнестрельное оружие, использовав вместо этого водометы или резиновые пули. Многие заключенные не стали принимать участия в бунте, некоторые просто спрятались, многие остались в отряде, а одна группа спасла от изнасилования двух сотрудниц. По словам чиновника, прежде из кировградской колонии не раз поступали жалобы на неадекватное отношение воспитателей к заключенным - подростков били и оскорбляли.