|
Как пишет газета "Московский корреспондент", внешне "Русичи" оказались весьма привлекательными и комфортными - современный дизайн, широкие, удобные сиденья, бегущая информационная строка. Однако, попав в такой вагон, пассажир тут же чувствует неприятный запах, похожий на тот, который исходит обычно от бомжей. Но даже при отсутствии последних, смрада меньше не становится, и можно только представить, что испытывают те, кому необходимо добраться, к примеру, от "Крылатского" до "Александровского сада".
"Анализируя жалобы на неприятный запах в поездах, мы выяснили, что на заводе, где производились поезда "Русич", не была произведена окончательная полимеризация некоторых деталей вагонов, - заявил еще в прошлом году начальник столичной подземки Дмитрий Гаев. - В результате с наступлением теплого времени недополимеризованные пластиковые детали начинали выделять формальдегиды, фенол и прочие неприятные запахи". При этом руководитель Московского метрополитена обещал решить эту проблему до наступления нового года.
На носу уже 2008 г., а дурнопахнущие составы по-прежнему колесят по просторам подземки, превращая поездку на метро в изнурительную пытку не только летом, но и в любое другое время года. Однако начальник пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин заявил в интервью корреспонденту "Yтра", что вагоны типа "Русич" имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия граждан (Роспотребнадзор). "Конечно же, это заключение просто так не выдается, - отметил наш собеседник. - Вагоны прошли проверку. Да, в некоторых вагонах имеется неприятный запах, но он не из-за того, что выделяются вредные вещества. К тому же заводом-изготовителем уже предпринимаются меры по его устранению. Это самая новая модель, ею планируется заменить весь подвижной состав столичного метро. Других моделей пока нет".
"Проблема мне знакома, - заявил, в свою очередь, "Московскому корреспонденту" начальник службы подвижного состава столичной подземки Владимир Осипов. - Я сам иногда езжу в таких вагонах. Но их становится все меньше. Мы высказали свои претензии заводу-изготовителю "Метровагонмаш", и теперь новые вагоны от них поступают, по крайней мере, с форточками для вентиляции. Ведь в "Русичах" кондиционеров как таковых нет, а есть только система принудительной вентиляции. Она регулирует равномерное поступление воздуха, но при этом не создает сквозняка, к которому наши пассажиры привыкли в старых вагонах. Со временем неприятный запах из новых вагонов, конечно, испаряется. Кроме того, мы регулярно протираем их внутреннюю обшивку специальной жидкостью. Силами сотрудников наших депо в уже функционирующих вагонах вырезаны форточки. Кстати, вагоны "Русич" имеют сертификат качества, поэтому этот запах, пусть он и неприятен для обоняния, никакого вреда здоровью не наносит".
Однако медики утверждают обратное: по их данным, нахождение в помещении с высоким содержанием в воздухе фенола и формальдегида крайне отрицательно сказывается на самочувствии человека, приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. По словам специалистов, действие этой "гремучей" смеси на организм можно уподобить состоянию хронической интоксикации у токсикоманов. Но и это еще не все: упомянутые вещества являются сильнейшими канцерогенами, которые способны вызвать злокачественные новообразования и опухоли! Стоит ли удивляться тому, что от зловония пассажирам становится не по себе, а некоторые из них даже падают в обморок.
Что же делать? За разъяснениями корреспондент издания обратилась к технологу пресловутого завода-изготовителя Владимиру Прохорову, однако тот от комментариев отказался. Однако "Yтру" удалось дозвониться до отдела по связям с общественностью ОАО "Метровагонмаш". И вот что там сказали: "Действительно, проблема неприятного запаха на первых партиях вагонов "Русич" существовала. После тщательной проверки специалистами завода было установлено, что источником неприятного запаха являются некоторые материалы, из которых изготовлен ряд деталей облицовки вагона. При этом проведенная проверка превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ не обнаружила. Тем не менее сразу после обнаружения факта наличия запаха поставщиками данных деталей была изменена технология изготовления материалов. В настоящее время, на выпускаемых вагонах проблема неприятного запаха устранена полностью. Кроме этого, необходимо отметить, что детали облицовки, изготавливаемые из композиционных материалов, всегда имеют неприятный остаточный запах, который со временем выветривается. В мировой практике вагоностроения вагоны перед отгрузкой заказчику некоторое время проветриваются на свежем воздухе, однако на ОАО "Метровагонмаш" из-за большого количества заказов и сжатых сроков изготовления этого делать не удается. В связи с этим в депо перед выдачей ранее изготовленных составов на линию производится обработка салона специальным составом, уничтожающим неприятный запах".
Что ж, будем надеяться, что в ближайшее время вопрос о ядовитых вагонах отпадет. Пока же пассажирам столичной подземки, похоже, придется запасаться респираторами.