|
"Yтро": В последние месяцы очень неспокойно стало в Ингушетии. Может ли это спровоцировать напряженность в других северокавказских республиках?
Леонид Ивашов: Можно взять под контроль территорию республики, использовав войска и правоохранительные структуры. Но террористические группы тогда перейдут на территорию других республик, где продолжат то же самое. Такое перетекание экстремистских сил будет происходить по всему региону, пока весь Кавказ не взорвется.
Организованные НВФ в Чечне не уничтожены, а рассеяны. Их выдавливание с территории Чечни еще не означает их уничтожения. Они переместились в другие субъекты РФ на Кавказе, действуют на территории Дагестана, Ингушетии и с территорий этих республик. Говорить о том, что все вооруженное подполье ликвидировано, нельзя.
И самое важное – не устранена социальная база вооруженного сопротивления: нищета, несправедливость, повсеместная коррупция, порой чрезмерное применение вооруженной силы, предоставление почти неограниченных прав силовым ведомствам. Все это накаляет обстановку, а не способствует ее разрешению. Не могут солдат и милиционер решить проблемы, которые лежат в социально-экономической плоскости, области справедливости и взаимоподдержки. К сожалению, упор делается не на исправление социально-экономической ситуации, ликвидацию коррупции и клановости в республиках, а на силовой фактор. Силовым методом можно только сжать пружину всеобщего недовольства, но она все равно будет стремиться к выпрямлению. Нужно устранить проест в душах, чувствах людей, но этого пока не получается.
Нужно отдавать отчет в том, что подавляющее большинство населения Северного Кавказа крайне недовольно и федеральным центром, и местными властными органами. Люди видят, что все богатства этого региона, начиная от икры и минеральной воды и заканчивая нефтью и алкогольным бизнесом, сконцентрированы в руках нескольких десятков лиц. Безработная молодежь мотается по России, чтобы что-то заработать или украсть.
То, что сегодня творится на Северном Кавказе, нормальной ситуацией назвать нельзя. Мне кажется, в российском обществе зреет идея отторжения Кавказа – возникает вопрос, зачем нужен Северный Кавказ, если несет одни неприятности. Так что вполне возможно, что вот-вот где-то начнется серьезное обсуждение целесообразности удержания Кавказа в составе России. Это крайне опасно, потому что такая же ситуация возникнет и на востоке, и в Калининграде. А такие тенденции, к сожалению, есть.
"Y": Назначение полпредом президента в ЮФО разведчика Рапоты говорит о том, что федеральный центр стремится предупредить взрыв?
Л.И.: Честно говоря, мне жало Григория Рапоту. Я знаком с ним и знаю, что это очень разумный человек. Справится ли он? Что он будет работать честно, сомневаться не приходится. Но может сработать формула "Один в поле не воин".
"Y": Кавказская тема неотделима от отношений с Грузией.
Л.И.: Центры в США, которые управляют ситуацией на Кавказе через Грузию, все же пытаются оценить реальное соотношение сил. Американцам нужно поддержание здесь постоянного кризиса, что они делают это на Балканах, Ближнем Востоке. Но дать Саакашвили команду "фас", чтобы он полез в авантюру, рискованно, потому что он может сильно получить по физиономии со стороны Абхазии и Южной Осетии. И тогда ситуация кардинально поменяется. Тем более, Россия в этом случае усилит свои миротворческие силы, введет войска, потому что в этих республиках большинство населения – наши граждане. Проамериканский режим Саакашвили может быть низложен. Поэтому США выжидают. Сегодня им более выгодна поддержка напряженности в регионе и того режима, который существует в Грузии.
Нужно сказать, что для властной элиты Грузии сформирована ложная мировоззренческая установка. В Тбилиси думают, что если не будут жить с Россией, Америка накормит элиту, и народу что-то достанется. Но это ложное мировоззрение – кормить не будут. Неизвестно даже, будут ли поддерживать политику Буша в отношении Грузии демократы, когда придут к власти, или же сделают ставку на Азербайджан, или обработают к тому времени Армению. И Грузия будет забыта.
"Y": Вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии связывают с "прецедентом Косова". Признают ли США независимость края?
Л.И.: В Европе понимают, что если Косово превратится в независимое государство, то поток наркотиков, оружия и криминала оттуда только усилится. Западная Европа не хочет иметь постоянные проблемы на Балканах, но американцам это выгодно. Если США признают независимость Косова, в ЕС будут долго обсуждать это и предложат какое-то компромиссное решение. В результате ситуация на территории бывшей Югославии еще больше осложнится, что Вашингтону и нужно.
"Y": Но тогда у России будет карт-бланш в отношении Южной Осетии и Абхазии?
Л.И.: Если у российского руководства была бы воля, эту проблему можно было давно решить. Этой воли нет. В Косове очевидна неправовая ситуация. В отношении Южной Осетии и Абхазии нужно смотреть, каким образом эти республики были введены в состав Грузии. Грузины уже к 1991 г. объявили о денонсации всех правовых актов СССР. Я помню, как на переговорах представитель президента Абхазии Анри Джергения ловил грузинскую сторону на этом. У грузинских делегатов сквозила растерянность, но затем они заявили, что отменили все, кроме актов о присоединении Абхазии. Так что правовая основа независимости Абхазии и Южной Осетии есть. Но уходящий с президентского поста Путин не хочет осложнять отношения с США, Европой, не хочет принимать кардинальных решений. Скорее всего, вопрос признания Абхазии и Южной Осетии останется будущему президенту в наследство.
"Y": Грузия утверждает, что Россия наращивает военное присутствие в самопровозглашенных республиках.
Л.И.: Россия не предпринимает ничего экстраординарного, а в Тбилиси кричат об угрозе со всех трибун, исходя из принципа "держи вора!", когда сам воруешь. Именно территория Грузии в инфраструктурном плане усиленно осваивается американцами и европейцами. Туда идут поставки вооружения и техники, создаются радиотехнические и радиолокационные поля, модернизируются аэродромы. Это делается не только для грузинских Вооруженных сил. Но для сокрытия процесса начинают кивать на Россию. В этой ситуации косовский прецедент может подтолкнуть руководство России к решительным действиям. Сегодня нужно было делать все, чтобы Грузия не смогла захватить Южную Осетию и Абхазию.
"Y": А если все же попытается?..
Л.И.: Агрессору можно нанести поражение артиллеристскими и авиационными средствами. У Грузии не такая уж большая и мощная армия, чтобы ввязаться в серьезную войну. Я не думаю, что НАТО полезет оказывать военную помощь, ведь это далеко не единая организация. Она подчиняется американцам, когда нужно бомбить сербов, Ирак или Афганистан и есть уверенность, что Россия не вмешается. Но нужен ли Европе сегодня конфликт с Россией, это вопрос.