|
Под Санкт-Петербургом еще в минувший четверг заключенные начали устраивать беспорядки - разбили стекла, во время обеда забросали надзирателей тарелками с едой, а затем подожгли помещение рядом со смотровой вышкой. После этого руководство колонии приняло решение перевести более сотни осужденных в другие места лишения свободы, чтобы предотвратить более серьезные ЧП. Однако профилактические меры оказались далеко не такими эффективными, как рассчитывала администрация.
Накануне, в прошедшие выходные, на территорию колонии пришлось ввести около 400 бойцов спецназа. Под их прикрытием в исправительном учреждении проводились обыски. Представители ФСИН утверждают, что это единственный способ лишить власти местных авторитетов. Однако сами заключенные рассказывают журналистам, что учинили беспорядки в целях самозащиты, потому что их неоднократно избивали палками и постоянно подвергали унижению.
Если в четверг администрации еще удалось как-то договориться с бунтовщиками, то в пятницу обстановка накалилась: на территории колонии нашли труп заключенного. Погибший, по словам руководителя петербургского отделения Комитета за гражданские права Бориса Пантелеева, ранее отказывался строить новое помещение рядом со смотровой башней вместо сгоревшего. Тело заключенного лежало на коленях, а на шею была накинута удавка. По колонии сразу же разнеслась весть, что этот человек был убит.
Администрация огласила иную версию: смерть наступила в результате самоубийства. Соответствующее расследование уже ведется, основная версия - суицид по личным мотивам. Погибший отбывал наказание за изнасилование и не входил в число авторитетов и лидеров. Так или иначе, именно смерть одного из заключенных подвигла руководство колонии на решительные меры - в частности, ввод в зону нескольких сотен собровцев.
По словам осужденных, во время обысков один из заключенных из изолятора звал на помощь. "Слышно было, что его избивали, - рассказал "Новым известиям" заключенный колонии №5 Иван. - Все осужденные вышли на улицу и стали бить стекла. Пытались поджечь смотровую башню. Я побежал к хозяину зоны. Меня поймали и начали бить палками. Заставляли садиться на шпагат - их излюбленное издевательство. В знак протеста я наглотался гвоздей".
"Нам кричали, чтобы мы опустили головы и быстро вышли на улицу. Никто не хотел получать дубинкой по голове, поэтому мы подчинились. На улице посадили всех на корточки и сказали, чтобы мы не поднимали голов. Так мы просидели примерно два часа. Смотреть, кроме как в землю, не разрешали. Всех, кто поднимал голову, били дубинками по голове и спине. После этого мероприятия по зоне многие ходят перебинтованные, а некоторые вообще лежат в лазарете", - говорят пострадавшие. Руководство колонии тем не менее заявило, что силовые меры воздействия к заключенным, в принципе, не применялись.
Со своей стороны представители ФСИН утверждают, что все "обычные профилактические режимные мероприятия" проводились исключительно под наблюдением прокурора по надзору, поэтому фактов нарушения законодательства не было.
По словам чиновников, многие бунты в колониях организуются на воле, по инициативе находящихся на свободе авторитетов. Некоторые сотрудники пенитенциарной системы полагают даже, что волнения на зонах могут быть связаны с предстоящими выборами. Конкретные имена в ГУВД Петербурга не называют, однако стало известно: задержан некий криминальный авторитет, ранее неоднократно судимый. По данным следствия, именно он пытался устроить беспорядки в ИК-5, общаясь с заключенными по мобильной связи.
"В колониях наводим порядок, руководствуясь законом и нормами. Если нашим требованиям не будут подчиняться, то мы просто вынуждены будем применять силу, - считает заместитель директора ФСИН Владимир Семенюк. - Заключенные хотят, чтобы мы позволили им жить по воровским законам. На зоне кто-то один должен быть хозяином... Мы получили информацию, что заключенные заготавливают железные прутья, чтобы дать отпор администрации".
Сотрудники ФСИН утверждают, что в ходе обысков подозрения подтвердились: в камерах было найдено много заточек, полсотни сотовых телефонов, около 20 л спиртосодержащей жидкости, наркотики и железные прутья.