Метафизические натюрморты Краснопевцева

Читать в полной версии →
Кураторы Музея актуального искусства ART4.RU приурочили к выпуску своей версии "самого полного каталога" работ Дмитрия Краснопевцева ретроспективную выставку художника


ФОТО: art4.ru



Творчество Дмитрия Краснопевцева в нынешнем сезоне пользуется особым спросом. И речь идет даже не столько о ценах на местном арт-рынке, сколько о количестве претендентов на освоение и изучение наследия художника. Буквально в течение одной недели монографии, посвященные Краснопевцеву, были представлены на презентациях в двух крупнейших частных музеях современного искусства Москвы: выставочном зале фонда "Екатерина" и Музее актуального искусства ART4.RU.

Самое забавное, что речь идет о разных книгах. Выпущенные различными издательствами, обе они красиво оформлены и обе претендуют на звание самого полного каталога и самого исчерпывающего информационного издания, касающегося живописи Дмитрия Краснопевцева. Интерес к творчеству этого мастера, долгое время не входившего в число бестселлеров российского арт-рынка, похоже, возник после знаменитого прошлогоднего аукциона, когда на русских торгах Sotheby's натюрморт Краснопевцева неожиданно для всех ушел за $1 миллион.

Несмотря на отсутствовавшую доселе всенародную известность, ушедший из жизни в середине 1990-х гг. Краснопевцев является одним из немногих талантливых представителей столичной культурной жизни второй половины прошлого столетия, который не мог пожаловаться на перипетии творческой судьбы. А все потому, что Краснопевцеву изначально повезло с арт-менеджером – в начале 1960-х первые персональные "квартирники" тогда еще относительно молодому дарованию устраивал сам Святослав Рихтер. Великий музыкант мог похвастать не только исключительным талантом и художественным вкусом, но и весьма влиятельными и полезными друзьями. Вскоре имя Дмитрия Краснопевцева стало известно в самых изысканных кругах столичного бомонда, а уже в 1990-е под его произведения был выделен целый зал в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Сегодня его загадочные метафизические натюрморты находятся в коллекциях крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга, а также в зарубежных коллекциях.

Кураторы Музея актуального искусства ART4.RU приурочили к выпуску своей версии "самого полного каталога" ретроспективную выставку художника. В то время как постоянно открытая экспозиция в ГМИИ позволяет познакомиться с лучшими произведениями мастера, выставка "Краснопевцев за миллион" не только представляет историческое полотно, купленное на Sotheby's, но, что самое главное, позволяет проследить весь путь развития художника, начиная с "дорихтеровской" эпохи.

Краснопевцев посвятил себя жанру натюрморта буквально с младых ногтей, но, несмотря на этот факт, его композиции середины 1950-х гг. мало похожи на работы зрелого мастера. Яркие, контрастные светотеневые переходы, неожиданные всполохи локальных тонов и эстетские сочетания розового и зеленого в духе раннего Матисса, характерные для этого периода творчества художника, сейчас выглядят странно и неожиданно. Но уже в начале 1960-х тени смягчаются, а после уходят совсем, яркая палитра уступает место монохромной гамме серых оттенков, а на смену крабам, лимонам и прочей натюрмортной гастрономии приходят странные сосуды, лестницы, уходящие в никуда, и загадочные архитектурные конструкции.

Жанр, в котором работал Краснопевцев, принято определять как "метафизический натюрморт". Художника обвиняли в подражании Джорджо де Кирико и итальянским метафизикам, а порой и просто в салонной холодности, отчасти и вправду присущей некоторым поздним произведениям Краснопевцева. Но лучшие работы производят неизгладимое впечатление: лишенные света и объема, мертвенно-застылые оболочки предметов, как будто сжатые вакуумом, эти мумифицированные атрибуты чьей-то жизни в лучших традициях классического натюрморта напоминают нам о недолговечности мира и тщете всего сущего.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей