Столичное метро превратилось в капкан

Читать в полной версии →
Любой сбой в движении поездов, не говоря уже о ЧП, превращает подземку в гигантскую пробку, из которой пассажиры выходят в лучшем случае помятыми и озлобленными, безнадежно опоздав на работу




Каждый житель столицы, вынужденный добираться до работы на поездах метро, не раз задумывался о том, выйдет ли он живым и здоровым на поверхность земли. Потому что на некоторых участках ситуация порой складывается, мягко говоря, потенциально опасная. Речь идет не о террористах-смертниках, стремящихся подорвать подземку, - увы, там и без них в последнее время проблем хватает.

Малейшая заминка в движении поездов, неисправность состава или авария, падение человека на рельсы или проехавший мимо станции машинист, заснувший в кабине, - все это парализует метрополитен. Иногда совсем ненадолго, но этих считанных минут хватает для того, чтобы возник настоящий хаос. Между тем, пишет "РБК daily", коллапс в метро - это фактически транспортная катастрофа Москвы.

Характерный пример - инцидент в минувшую пятницу, когда на станции "Текстильщики" сломался поезд. Сбой интервала движения поездов поначалу не казался таким уж значительным, однако он привел к образованию жутких столпотворений практически по всей Таганско-Краснопресненской ветке. В этой тотальной давке, к счастью, обошлось без серьезных травм, но сотни людей добрались на работу изрядно помятыми и с солидным опозданием. Страшно даже представить себе, каков был бы результат, если бы ЧП произошли сразу на нескольких станциях одновременно. Метро попросту стало бы непригодным для передвижения на определенное время. И опасным для жизни.

Правда, чиновники ситуацию критической не считают. Начальник пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Александрович Головин заявил корреспонденту "Yтра": "К большому сожалению, СМИ часто утрируют последствия происшествий. На самом деле никакой страшной давки в пятницу не было. Просто помимо того, что линия загруженная, еще и такой инцидент - и скопилось большое число пассажиров, но не критически большое". По словам главы пресс-службы, на критические случаи разработан специальный комплекс мер: временное ограничение входа на станцию, ограничение переходов между станциями, проезд части поездов без остановок на определенных станциях.

Руководство метрополитена уже достаточно давно ведет речь о модернизации подземки. Действительно, изношенность оборудования и коммуникаций является одной из основных причин кризиса. Однако эксперты считают, что модернизация метрополитена - дело хорошее, но с точки зрения предотвращения транспортного коллапса практически бесполезное.

Директор Национального градостроительного института Александр Кривов объяснил, что подземка - слишком "запущенный инфраструктурный элемент городского хозяйства", чтобы его можно было восстановить с помощью принятия локальных мер.

Дело в том, что столичное метро по своей пропускной способности рассчитано на семь миллионов человек максимум. Мегаполис же растет такими темпами, за которыми никакая модернизация не поспеет - точно так же, как вечно закупоренные пробками московские магистрали на несколько десятилетий отстали в своем развитии от потребностей населения.

Поэтому все попытки решить стратегические проблемы за счет строительства новых станций ("Трубная", "Сретенский бульвар", "Кунцево-2", "Строгино") являются полумерами. Они, возможно, немного освободят наиболее загруженные ветки метро - Таганско-Краснопресненскую и Филевскую. Но все равно не приведут подземку в соответствие с постоянно растущим населением Москвы, потому что развитие метрополитена и города не скоординированы друг с другом.

Соответственно, работа по "разуплотнению" должна с одинаковой интенсивностью вестись и на поверхности земли, и под ней. Но на практике получается, что вокруг мегаполиса разрастаются гигантские районы новостроек, жители коих вынуждены атаковать конечные станции метро плечом к плечу с приехавшими из Подмосковья пассажирами. В итоге в подземке появляются свои пробки, местоположение которых непосредственно связано с платформами пригородных поездов, вокзалами, автобусными станциями и остановками маршрутных такси, идущих из пригорода.

Так, затор из сотен людей стоит в час пик перед эскалатором на подъем на "Комсомольской-кольцевой". Что будет, если кому-то в толпе увешанных баулами, спешащих на поезда пассажиров станет плохо? Выбраться из западни, в которой можно двигаться только в одну сторону, явно не удастся. "Вентиляция у нас соответствует всем санитарным нормам. Поток воздуха нормальный, и даже в критических ситуациях вентиляционная система будет справляться", - сказал "Yтру" начальник пресс-службы московского метрополитена. Между тем уже которое лето подряд в подземке от сердечных приступов, спровоцированных духотой, умирают люди.

Аналогичная по загруженности ситуация бывает на Замоскворецкой линии, на станциях "Красногвардейская" и "Царицыно". Печальную славу имеет Таганско-Краснопресненская ветка, осаждаемая жителями подмосковных городов и новых районов с обоих концов.

Также сказывается нехватка квалифицированных кадров: объявления о наборе на обучение профессии машиниста и помощника машиниста висят в вагонах метро постоянно. Так называемый человеческий фактор немаловажен. С середины лета зафиксированы два случая, когда состав проезжал мимо станции из-за заснувшего машиниста. И оба раза было установлено, что управляющий поездом человек находился в состоянии алкогольного опьянения.

Татьяна МОРЯКОВА |
Выбор читателей