|
Список из 14 пунктов, предложенный "тройкой" для обсуждения, подразумевал диалог между двумя независимыми государствами. Подобная позиция для Сербии, не признающей Косово не чем иным, как частью своей территории, неприемлема, заявил премьер-министр Сербии Воислав Коштуница. Он подчеркнул, что в документе нет ссылки на резолюцию №1244 СБ ООН, в которой Косовский край обозначен как часть Сербии, а также отсутствует положение о недопустимости односторонних действий.
В результате сербская сторона отказалась вести переговоры по предложенному сценарию. Нарекания этот документ вызвал и в Приштине. Отметим, что пресловутые 14 пунктов не являются чем-либо основополагающим. Это лишь набросок, сделанный в целях стимулирования переговорного процесса, пояснил представитель России в "тройке" Александр Боцан-Харченко.
Таким образом, подвижек в косовском вопросе не наблюдается. Албанские лидеры, как и ранее, заявили о стремлении к независимости и в очередной раз пообещали провозгласить ее в одностороннем порядке. "Как только мандат "тройки" истечет, а случится это уже 10 декабря, мы немедленно провозгласим независимость. Это отвечает не только нашим интересам, но и интересам США и ЕС", - заявил албанский полевой командир Хашим Тачи.
Приштина отвергла и новое предложение Белграда, по которому Косовскому краю может быть предоставлена широкая автономия. По задумке сербского руководства, Косово могло бы стать особой административной областью в Сербии, выстроенной по "гонконгской модели". Воислав Коштуница на переговорах в Вене подчеркнул, что этот сценарий отлично зарекомендовал себя в Китае, где Гонконг практически независим от Пекина, но находится под китайским суверенитетом. По словам сербского премьера, данное предложение является взаимовыгодным вариантом решения косовской проблемы.
В случае реализации этой модели косовские албанцы получали бы возможность членства в международных финансовых организациях и полного самоуправления на территории Косова. А Белград осуществлял бы лишь формальные функции - такие как охрана границ и представительство в ООН. Силовые структуры в крае, по плану сербского правительства, ограничились бы мультиэтнической полицией, усиленной миротворцами НАТО. "Сегодня Сербия предлагает косовским албанцам больше, чем когда-либо где-либо в мире было предложено какому-либо национальному меньшинству", - заметил Коштуница.
Приштина свой отказ от "китайского компромисса" мотивирует тем, что Белград, во-первых, уже восемь лет не управляет краем, а во-вторых, решение проблемы Косова должно быть долгосрочным и функциональным. И, в конце концов, вариант с автономией для края в Приштине уже даже не рассматривают, как предложение абстрактное и нежизнеспособное.
Сербская сторона, несмотря на неудачу в Вене, отмечает, что в Белграде не считают 10 декабря, когда истекает мандат международной "тройки", датой окончания переговоров. Коштуница также предостерег Приштину и международное сообщество от попыток силового решения косовского вопроса. Он подчеркнул, что политика силы повлечет за собой серьезные последствия как для балканских стран, так и для всего мира.
Следующий раунд переговоров пройдет 20 ноября в Брюсселе, и, судя по всему, это будет один из последних шансов мирного урегулирования проблемы статуса Косова. Глава правительства Сербии заявил, что к будущим переговорам Белград доработает "гонконгскую модель" и продолжит ее отстаивать.
Жители самого края тем временем активно вооружаются. Так называемая Албанская национальная армия распространила видеокассету с записью тренировок своих боевиков, патрулирующих дороги и участки границы с Сербией и Македонией. Духовный лидер этой группировки, занесенной ООН в список террористических организаций, Гафур Адили заявляет, что более пяти тысяч человек вооружены и полностью подготовлены к войне с сербами. Международные наблюдатели опасаются, что кровопролитие на Балканах может начаться сразу после провозглашения руководством края независимости.