Братья Аффлек защищают материнство и детство

Читать в полной версии →
Режиссура "Прощай, детка, прощай" освежающе скупа: ни ручной камеры, ни резкого монтажа, просто погружение в историю, иллюзия существования в мире героев, необходимость разделить их боль, их решения

Прощай, детка, прощай (Gone, baby, gone)
США, 2007
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Монахан, Морган Фримен, Эд Харрис





Режиссерский дебют Бена Аффлека – главный рекламный козырь фильма "Прощай, детка, прощай" – не для всех может быть положительной рекомендацией. "Оскара" за сценарий "Умницы Уилла Хантинга" Бен получил десять лет назад, и с тех пор скатывался все глубже в пучину "Сил природы", "Джильи", "Девушек из Джерси" и прочих "Сорвиголов". К тому же, imdb сообщает, что "Прощай, детка, прощай" вовсе не является его первым фильмом – предыдущие два просто не были выпущены в прокат. Если одним из этих фильмов была короткометражка под названием "Я убил свою жену-лесбиянку и подвесил ее на крюке для мяса, а теперь у меня контракт на три картины с "Диснеем", может, Аффлек правильно сделал, что выжидал 14 лет перед новой попыткой. Потому что на сей раз попытка удалась.

В рабочем районе Бостона пропала четырехлетняя девочка. Ее решительно настроенная тетя, не вполне надеющаяся на успех полицейских поисков, просит помочь в расследовании молодую парочку частных детективов – Патрика Кензи (Кейси Аффлек) и Энджи Дженнаро (Мишель Монахан). Для начала они выясняют, что мать девочки не так невинна и безутешна, как показывают в новостях, а дальше их профессиональные и личные взаимоотношения становятся одним из препятствий на пути к поиску правды о пропавшем ребенке.

Серию романов о паре частных детективов из Южного Бостона Деннис Лихейн написал задолго до своей самой известной книги "Таинственная река". Киноверсия "Прощай, детка, прощай" и по задумке, и по исполнению довольно похожа на "Таинственную реку", которую экранизировал другой актер, подвизающийся в режиссуре, – Клинт Иствуд. Лихейн специализируется на неонуаре: темная изнанка спальных районов, узы преступлений и порока, пропажи и убийства детей, нравственный выбор, перед которым становится герой. В его романах нет априорного разделения между добром и злом, они – результат ежедневного, ежесекундного процесса принятия решений.

"Таинственная река" все же кажется глубже – там выбор героев обуславливало их заэкранное прошлое, а в "Прощай, детка, прощай" все сложные траектории их мыслей, эмоцией, поступков вращаются вокруг девочки, которая практически не появляется на экране. Герои иногда кажутся просто машинами для принятия решений, но что привело их к этому – до того, как пошли начальные титры, – не ясно. Возможно, это произошло потому, что "Прощай, детка, прощай" – четвертая из серии книг про детективов Кензи и Дженнаро, и читатель, в отличие от зрителя, уже давно знаком с главными героями и сопереживает их личной драме не меньше, чем драме поисков пропавшей девочки.

Нуар – это выигрышное сочетание детективного сюжета и непростых моральных дилемм, сильных чувств и острых ощущений. Это идеальный материал для кинематографа, и задача режиссера здесь – просто не переборщить с многозначительностью. Сценарист и режиссер Аффлек иногда все же не может удержаться от нее в закадровом тексте героя, комментирующего происходящее – как будто история недостаточно понятна сама по себе.

В остальном режиссура "Прощай, детка, прощай" освежающе скупа: ни ручной камеры, ни резкого монтажа – просто погружение в историю, иллюзия существования в мире героев, необходимость разделить их замешательство, их боль, их решения. За время переработки книги в сценарий Бен Аффлек стал отцом, и тема преступлений против детей стала ему лично, а не отвлеченно близка. Недаром его альтер-эго в фильме – младший брат Кейси Аффлек, сыгравший главную роль.

Действие романа и фильма разворачивается в одном из беднейших районов Бостона – Дорчестере. Братья Аффлек сами родились и выросли в Бостоне, и, кроме аутентичного акцента, имеют то ощущение близости к городу и его людям, ощущение его атмосферы, которое передается на экране как достоверность экранного мира. Кроме того, что фильм снимался на натуре, Бен Аффлек настоял на использовании в ролях второго плана и эпизодах актеров-любителей из числа местных жителей и просто людей с бостонских улиц. Эти фактурные типажи – алкоголички, наркоманы, мелкие дилеры – населяют экран. К ним добавляются сильные голливудские профессионалы Морган Фримен и Эд Харрис, которые умеют не выделяться на уровне любителей. Бродвейская актриса, призер театральной премии "Тони" Эми Райан, сыгравшая мать похищенной девочки, опустившуюся наркоманку, так вошла в образ, что охранники не пропускали ее на съемочную площадку, приняв за одну из местных фанаток.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей