"Завтра" и "вчера" архитектуры

Читать в полной версии →
Две экспозиции, недавно открывшиеся в Музее архитектуры, имеют непосредственное отношение к его специализации, хотя и представляют принципиально разные стороны архитектурного творчества


ФОТО: muar.ru



В Музее архитектуры им. Щусева проходят самые разные выставки - от экспозиций фотографий до авангардных проектов современных художников. Две экспозиции, открывшиеся на прошлой неделе, для разнообразия имеют непосредственное отношение к специализации музея, хотя и представляют принципиально разные стороны архитектурного творчества. Проект "Алваро Сиза - архитектор" знакомит с произведениями одного из самых известных профессиональных градостроителей наших дней, в то время как выставка "Деревянные церкви" представляет фотографии отдельно взятого иностранца, отправившегося на Русский Север в поисках местной экзотики.

Толпа профессионалов, атаковавшая Музей архитектуры в день вернисажа Алваро Сизы, недвусмысленно указывала на статус этого мастера. Португалец успел поработать в разных точках земного шара, от Берлина до Бразилии. "Зодчий с успехом соединяет наследие авангарда и законы классической архитектуры, создавая ясные, лаконичные и в то же время художественно значимые образы", - характеризуют его работы организаторы выставки, однако же главное достижение этого признанного мастера, похоже, заключается в совершенно уникальном восприятии жизненного пространства. Рассматривая проекты Сизы, будь то южные жилые дома с характерными балконами, здание лаборатории, оснащенное специальными световыми фонарями, или мост через реку Доуру, понимаешь, что этот архитектор гениально привязывает свои проекты к реальному ландшафту. По этой причине, невзирая на подчеркнуто геометризированные формы, работы Сизы всегда идеально вписываются в заданный пейзаж, а их автор исполнил немало заказов, связанных с перестройкой целых городских кварталов. Порою Сиза бывает жесток с историей - обновляя проспект Афонсо Енрикес в Порто, архитектор сохранил здания XVIII в., но не пощадил "жалкие трущобы", какими ему представлялась застройка 30-х гг. прошлого века. И все же его постройки никогда не входят в противоречие с уже существующей архитектурной средой.


Фото: muar.ru

Проект "Деревянные церкви" возник благодаря энтузиазму одного большого любителя старинных открыток. Однажды Ричарду Дейвису попался набор почтовых карточек, украшенных фотографиями работы Ивана Билибина. Дело в том, что в начале прошлого столетия тема сохранения русского деревянного зодчества была весьма актуальна – несознательные северные крестьяне всеми силами стремились обзавестись приличными каменными церквями. Как только это удавалось сделать, деревянные "рухляди" немедленно разбирались на дрова. Не прошло и нескольких лет, как от целого пласта культуры не осталось и следа, что еще в ту пору крайне обеспокоило русскую интеллигенцию. По заказу Русского музея художник Иван Билибин совершил серию путешествий по северным губерниям, зарисовывая и фотографируя чудом сохранившиеся памятники архитектуры. В 1911 г. Община святой Евгении опубликовала десять его фотографий в комплекте почтовых открыток. Они-то и попали в руки к Дейвису, которому стало страшно любопытно, что же осталось от русской деревянной архитектуры, запечатленной Билибиным. Как ни странно, некоторые из них еще живы, хотя и требуют серьезного ремонта и реставрации. Организаторы выставки подчеркивают, что экспозиция современных фотографий показана в музее прежде всего с целью обратить внимание общественности на катастрофическое состояние, в котором находятся эти прекрасные здания, и привлечь новые источники финансирования проектов по реставрации деревянных церквей.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей