Керченский пролив умрет на десять лет

Читать в полной версии →
Официальные лица подвели итоги морской трагедии, разыгравшейся в акватории Черного и Азовского морей. По оценкам экспертов, природа сможет оправиться от катастрофы спустя десятилетие


ФОТО: AP



Спустя двое суток после серии кораблекрушений в акватории Черного и Азовского морей официальные лица подвели итоги трагедии, разыгравшейся в минувшее воскресенье. Как сообщили в отделе по вопросам взаимодействия со СМИ Государственной пограничной службы Украины, из-за ненастья в этом районе пострадали 15 судов. Пять из них (сухогруз "Волганефть-139", танкер "Вольногорск", сухогруз "Хач-Измаил", сухогруз "Нахичевань", сухогруз "Ковель") затонули, остальные (судно "Вера Волошина", баржа "Дика", баржа "Демира" и семь других барж) сели на мель. В свою очередь, глава МЧС Нестор Шуфрич заявил о 13 пострадавших судах в Черном море.

По сообщению пограничников, в общей сложности пострадали 85 человек, из них удалось спасти 65, поиски еще 19 (в том числе 15 - в районе мыса Херсонес) продолжаются. Погибшими найдены пятеро человек. Из затонувших суден вытекло свыше 1 тыс. т мазута (еще около 15 тыс. т находится на судах) и 4 тыс. 460 т серы. Между тем, по данным Южного регионального центра МЧС России, из разломившегося надвое танкера "Волганефть-139" в воды Керченского пролива попало около 2 тыс. т мазута, а на затонувших сухогрузах находится около 7 тыс. т серы.

К настоящему моменту перекачка нефти с танкера "Волганефть-123", получившего трещину во время шторма, завершена. По последним данным, вдоль береговой линии собрано 1700 т мусора с нефтепродуктами. Сегодня же водолазы осмотрят носовую и кормовую части танкера "Волганефть-139". Кроме того, к работам по сбору нефтепродуктов на берегу Керченского пролива в Краснодарском крае планируют привлечь около тысячи студентов и 500 военнослужащих.

Тем временем в районе катастрофы сохраняется угроза разлива еще 8 т мазута. Сообщается также, что содержание нефтепродуктов в Керченском проливе, в районе косы Чушка, экстремально высокое. "По результатам анализов проб воды, отобранных специалистами Росгидромета 13 ноября, в прибрежной зоне косы Чушка на середине участка порт "Кавказ" - поселок Ильича содержание нефтепродуктов составило 2,50 мг на 1 л - 50 ПДК (предельно допустимых концентраций) для водных объектов рыбохозяйственного значения, что соответствует критерию экстремально высокого загрязнения", - говорится в пресс-релизе Росгидромета.

Впрочем, премьер-министр России Виктор Зубков, который накануне ознакомился с ходом работ по ликвидации последствий стихийного бедствия, утверждает, что не все так плохо: по его словам, "основная часть попавшего в море мазута будет убрана с прибрежной полосы в районе стихийного бедствия в течение недели", а "полный порядок" будет наведен через 40 - 45 дней. Правда, Зубков признает, что "мазут является таким веществом, которое будут продолжать выделять из моря в течение какого-то периода времени".

Для того, чтобы в будущем избежать подобных трагедий, Украина предложила России разработать общие подходы к навигации в Керченском проливе. Об этом сообщил украинский министр иностранных дел Арсений Яценюк.

Тем временем крымскиие орнитологи заявили, что количество птиц, погибших в результате разлива нефти в Керченском проливе, будет увеличиваться. Этот регион - место зимовки и перекресток следования перелетных птиц. Теперь все они находятся под угрозой загрязнения нефтепродуктами. Если не предпринять своевременных мер по локализации, сбору и ликвидации нефтепродуктов, то большая часть углеводорода осядет на дно, продукты испарения вызовут отравление морской среды и острый дефицит кислорода, что приведет к массовой гибели морской флоры и фауны.

Свое видение произошедшего изложили специалисты Росприроднадзора. По их мнению, исправить чрезвычайную ситуацию может только временная дамба между российской косой Тузла и одноименным украинским островом. В таком случае мазут можно будет полностью собрать. Для этого необходимо заключить соответствующее соглашение с Украиной, однако позиция Киева по данному вопросу не ясна: украинские власти лишь настаивают на расширении украинского суверенитета в Керченском проливе и обвиняют Россию в нарушении экологического режима. А между тем, по оценкам экологов, если в районе катастрофы все оставить так, как есть, Керченский пролив и Азовское море будут самозагрязняться в течение ближайших 10 - 15 лет. Самое страшное, если в акваторию Азова придет тысяча тонн мазута: тогда-то масштабной экологической катастрофы уж точно не избежать...

"Yтро" следит за поступающей информацией.

Евгений СМИРНОВ |
Выбор читателей