Живая история карикатуры

Читать в полной версии →
На персональную выставку легендарного карикатуриста Бориса Ефимова, открывшуюся в залах Нового Манежа, стоит сходить хотя бы ради того, чтобы приобщиться к живой истории




На персональную выставку легендарного карикатуриста Бориса Ефимова, открывшуюся в залах Нового Манежа, стоит сходить хотя бы ради того, чтобы приобщиться к живой истории. "К живой" следует понимать в самом буквальном смысле. Потому как родившийся в далеком 1900 г. герой дня счастливо дожил до 2007-го и порой приводит в полный экстаз светское общество третьего тысячелетия, появляясь на торжественных мероприятиях в сопровождении обворожительных спутниц.

Правда тогда, 107 лет назад, Борис носил более распространенную в его родном Киеве фамилию Фридлянд. Скорее всего, именно так юный художник подписывал и свои первые "профессиональные" рисунки, сделанные для очень важного школьного журнала, который издавал его старший брат. Кстати, брат Михаил, впоследствии корреспондент "Правды", автор "Испанского дневника" и популярный фельетонист, немало помогал Борису вплоть до 1942 г., когда был арестован прямо в кабинете главного редактора своей газеты.

Новая жизнь у Бориса Ефимова началась в 1917 году. Как рассказывает легенда, еще будучи учеником шестого класса Харьковского реального училища, будущий художник обожал рассматривать рисунки в журнале "Новый Сатирикон" – лучшем дореволюционном сатирическом еженедельнике, беспощадно высмеивавшем политических деятелей того времени. Особенно приглянувшиеся рисунки из "Нового Сатирикона" Борис с удовольствием перерисовывал в специально заведенный им для этого альбомчик, еще не подозревая, что делает первые шаги на поприще художника-карикатуриста. Но уже в следующем году в киевском журнале "Зритель" появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока и других знаменитостей того времени – актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" – своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей: сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских. В 1919 г. Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины, а в 1922-м перебрался в Москву.

Работая в ведущих изданиях того времени, художник неизменно находился в самом центре политической жизни страны. Воплощал в жизнь знаменитый "План революционной пропаганды", освещал шумные судебные процессы, на которых старые большевики успешно пожирали друг друга во славу нового мира, а в годы Великой Отечественной войны создал галерею столь убедительных образов, что по распоряжению Гитлера имя Бориса Ефимова было включено в список людей, предназначенных к первоочередному физическому уничтожению в Москве сразу после того, как ее займут немецкие войска.

С точки зрения наших дней, творчество этого художника, как и личность этого человека, кажутся несколько противоречивыми. Не случайно даже кураторы проекта "Уроки истории ХХ века в карикатурах" подчеркивают, что выставку едва ли можно считать веселой. Ведь Борису Ефимову, столь близко стоящему у верхушки советской власти, часто приходилось делать весьма грязную работу и верно служить режиму, уничтожившему самого близкого ему человека. Работая в центральных органах печати, Ефимов активно участвовал во всех провокационных кампаниях советского режима: борьбе с социал-демократическими партиями Запада, с космополитами, с генетикой – "вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами", с Ватиканом, "врачами-убийцами", с маршалом Тито, со "вражескими голосами". Но отринуть от себя творческое наследие мастера – неправильно и несправедливо, как нельзя перечеркнуть свою биографию или навсегда выбросить из памяти тяжелые уроки истории своей страны.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей