|
Как не стать жертвой таких мошенников? Чтобы справиться с врагом, его надо знать в лицо. Поэтому для начала отметим, что мошенничество с кредитками можно разделить на две группы. К первой из них относятся преступления, связанные с выпуском карт, то бишь банальное воровство, подделка карт или кража ПИН-кода. Ко второй - мошенничество, связанное с обслуживанием карт, то есть поддельные банкоматы, считывающие устройства в них, повторный ввод операций и так далее.
Одним из самых простых способов мошенничества является так называемый фишинг - выуживание паролей и реквизитов кредиток. В последние годы он становится все более изощренным, но его суть остается довольно простой: под видом сотрудника банка и под различными предлогами злоумышленники выведывают у наивных клиентов номер карты, ПИН-код и паспортные данные. При этом фишеры нередко используют в своих целях Всемирную паутину.
"Те, кто ловят простачков путем рассылки писем по Интернету, предлагают розыгрыш: они сообщают, что вы выиграли миллион, но для того, чтобы получить деньги, вам нужно указать номер вашей карты, а заодно и ПИН-код, - рассказал радиостанции "Маяк" генеральный директор одной из консалтинговых компаний Александр Хандруев. - Из сотни пара-тройка людей откликнутся". Фишеры используют и такой способ: звонят владельцу кредитки и говорят, что банк собирается перекодировать пластиковые карты всех клиентов, поэтому необходимо сообщить свой ПИН-код. Однако тут важно помнить следующее: ни один банк никогда не будет звонить клиенту сам и спрашивать у него персональные данные.
"Необходимо следовать простому правилу - никогда и никому не сообщать данные своей пластиковой карты, - заявил газете "Аргументы и факты" эксперт ГУБЭП ГУВД Москвы Филипп Золотницкий. - Если вам звонят якобы из банка, нужно поехать и лично разобраться, что же такое происходит с вашим счетом. Кардеры рассчитывают, что вам будет лень тратить время, куда-то ехать, проверять достоверность информации, - проще сообщить данные по телефону. Раскрывать мошенничество с кредитными картами непросто, потому что они всегда совершаются не одиночками, а организованными преступными группами".
Более изощренный способ основан на взаимоотношении полов. К примеру, на пороге дома появляется эффектная девушка якобы "с подарком от банка любимому вкладчику", которая просит клиента указать в квитанции на получение презента все персональные данные. Мужчины тают и необдуманно выполняют эту просьбу. Аналогичный способ - ловля на живца. Стоите вы у банкомата, снимаете деньги, и тут появляется длинноногая блондинка (или, наоборот, симпатичный мужчина) и просит помочь: мол, в пластиковых картах ничего не понимаю и уже трижды ввожу неправильный ПИН-код, пытаясь снять деньги, поэтому покажите, пожалуйста, какой стороной вставлять "пластик" и что нажимать? Польщенные тем, что к ним обращаются за помощью, владельцы карт подробно описывают весь процесс снятия денег, показывая свою карту и вводя свой пароль. А глазастый мошенник тем временем запоминает все данные.
Еще одним популярным способом кражи денег со счета является так называемый скимминг - незаметное для владельца кредитки копирование данных с магнитной полосы с помощью специальных устройств с последующим копированием этих данных на другую карту, изготовленную мошенниками. С помощью нее злоумышленники могут расплачиваться в некоторых торговых центрах, где при оплате покупки не требуется вводить ПИН-код. Аналогичным образом карта может быть взломана вместе с секретным кодом при помощи накладных клавиатур, микрокамер, которые устанавливаются на банкомат и фиксируют реквизиты кредиток. "Когда вы подходите к банкомату (а мошенники заранее установили считывающее устройство), ПИН-код, который вы набираете, фотографируется установленным фотоаппаратом, - пояснил "Маяку" вице-президент одного их крупных столичных банков Георгий Горшков. - Таким образом у мошенников в кармане оказываются персональные данные вашей карты". Кроме того, бывают случаи использования поддельных устройств, внешне дублирующих реальный банкомат. Они также считывают реквизиты карт, либо карточка просто застревает в банкомате, что дает мошенникам возможность вычислить ее ПИН-код с помощью видеокамеры, установленной неподалеку.
Весьма распространен и такой вид мошенничества, как операции по украденным или потерянным картам. Они происходят в то время, когда карта уже была украдена, но клиент еще не успел ее заблокировать. Поэтому в случае потери пластиковой карты необходимо немедленно обратиться в службу безопасности банка, которая, как правило, работает круглосуточно. Для блокировки карты необходимо сообщить данные держателя карты и кодовое слово. В короткий период времени карта будет заблокирована, после чего клиент приходит в банк и получает новую кредитку с новым ПИН-кодом.
Как мы видим, в подавляющем большинстве описанных случаев причиной краж и взломов банковских карт становится небрежность их владельцев. Поэтому следует очень внимательно относиться к своим кредиткам и соблюдать несколько элементарных правил безопасности, которые уберегут вас от мошенничества:
1. При утере или краже карты необходимо сразу же ее заблокировать.
2. Не передавайте карту третьим лицам - она всегда должна быть в поле вашего зрения. Только так вы сможете проконтролировать все операции, совершаемые с помощью карты. Злоумышленники могут произвести одну и ту же операцию несколько раз. Вы распишетесь на одном из чеков, а на остальных мошенники распишутся за вас, скопировав подпись.
3. Никому не сообщайте свой ПИН-код и не храните его вместе с картой на бумажке.
4. Регулярно проверяйте выписки со счета. Кроме того, специалисты настоятельно рекомендуют пользоваться системами SMS-информирования об операциях по карте и интернет-доступа к вашим выпискам. Обычно эти услуги предоставляются бесплатно либо за очень небольшие деньги, а преимущество их очевидно: вы можете в реальном времени наблюдать за всеми действиями, совершаемыми с помощью вашей карточки.
5. Делая покупки в Интернете, расплачивайтесь только на широко известных и проверенных сайтах. Переходить на сайты лучше не по ссылке, найденной в Интернете, а самостоятельно набирать адрес. Так вы обезопасите себя от сайтов-близнецов.
6. Не сообщайте номер вашей карты по телефону, факсу или электронной почте незнакомым или малоизвестным компаниям.
7. Старайтесь пользоваться банкоматами, расположенными в освещенных и охраняемых помещениях. Перед тем как вставить карту, осмотрите банкомат на предмет наличия на нем дополнительных устройств. Если вы видите, что он чем-то отличается от тех, которыми вам приходилось пользоваться ранее, лучше воздержитесь от операции. Кроме того, если вам потребовалось усилие для того, чтобы вставить карту в банкомат, лучше также не рисковать.
8. Не игнорируйте звонки из банка. Однако если вы сомневаетесь в правдивости звонка, перезвоните в банк, удостоверьтесь в том, что вам звонили именно из этой кредитной организации, и уточните причину обращения к вам.
9. Незнакомая операция, пусть даже на минимальную сумму, является серьезным поводом для беспокойства. В этом случае следует незамедлительно связаться с банком для уточнения деталей этой операции. Если она не была произведена по инициативе банка, следует немедленно заблокировать карту и написать претензионное заявление в банк с указанием операций, отраженных в выписке и совершенных не вами. Служба безопасности сверит подписи на чеках, которые при оплате по карте остаются в месте продажи, с подписью реального владельца карты. Если будет установлено, что картой действительно пользовался не хозяин, суммы будут возвращены клиенту.