ФОТО: AP |
Экс-премьер вернулся на родину накануне благодаря усилиям саудовского монарха, буквально вынудившего Мушаррафа дать добро на репатриацию оппозиционера. Возможность подобного влияния короля на генерала вызвана тем, что Саудовская Аравия - один из ключевых инвесторов в экономику Пакистана.
Сам генерал Мушарраф пытался отложить возвращение Шарифа на более поздний срок, чтобы политик не смог принять участие в парламентских выборах, назначенных на 8 декабря, однако планам президента не суждено было сбыться. Экс-премьер сегодня, в последний день регистрации кандидатов, подал заявку на участие в парламентских выборах.
То же самое сделала, кстати, и лидер Пакистанской народной партии Беназир Бхутто, уже заявившая о готовности к союзу с Шарифом. Оба политика своей главной целью называют восстановление демократии в стране и свержение военной диктатуры. Прежде всего, оппозиция требует от Мушаррафа отменить чрезвычайное положение в стране, введенное 3 ноября, и сложить полномочия главнокомандующего Вооруженными силами страны. Мушарраф уже пообещал выполнить второе требование своих оппонентов и доработать третий срок на гражданском посту президента. Как заявил сегодня представитель Вооруженных сил Пакистана, Мушарраф уйдет с поста главнокомандующего 29 ноября - за день до того, как официально займет президентское кресло.
А ближайшие выборы определят будущего премьер-министра страны и, судя по всему, будущего главу государства. Пока, правда, трудно представить, как будут Шариф или Бхутто, являющиеся основными кандидатами на пост премьера, работать в связке с Мушаррафом. Примеров, когда президент и премьер возглавляют враждующие друг с другом политические силы, в мире предостаточно, однако Наваз Шариф уже заявил, что не пойдет на это в случае, если победит на выборах. "Мы полагаем, что любое правительство, подчиняющееся Мушаррафу, будет нелегитимным и недемократичным", - подчеркнул политик.
Впрочем, такой проблемы может и не возникнуть. Шариф сразу по прибытии в Пакистан призвал бойкотировать досрочные парламентские выборы, если президент не отменит чрезвычайное положение. Около двух тысяч сторонников Шарифа, встречавшие его в аэропорту, скандировали при этом: "Бойкот, бойкот!" Также звучали выкрики: "Долгой жизни Шарифу!" и "Лев вернулся!" Герой торжества добавил, что хоть и достиг, по его собственным словам, "взаимопонимания с властями", но никакими сделками с Мушаррафом не связан.
Возвращение на родину удалось политику со второй попытки. Впервые он пытался сделать это 10 сентября, прилетев на рейсе, но уже в аэропорту его встретили сотрудники спецслужб, предложившие проводить Шарифа либо в тюрьму, либо на обратный рейс. Шариф выбрал второе.
На этот раз, благодаря вмешательству короля Саудовской Аравии, все прошло более-менее гладко. Монарх предоставил Шарифу самолет, на котором экс-премьер прибыл в аэропорт в г. Лахор и бронированный "Мерседес". Место приземления было выбрано не случайно: Шариф родился в провинции Пенджаб, административной единицей которого является Лахор, и здесь его популярность чрезвычайно высока. Полиция, помня, во что вылилось возвращение в Пакистан Беназир Бхутто, когда в результате теракта погибли более 150 человек, перешла на усиленный режим службы. От повышенных мер безопасности пострадали сотни сторонников Шарифа, которых разгоняли дубинками и арестовывали в течение двух дней - накануне прилета политика и непосредственно в день приземления самолета.