|
Как ни странно, его спровоцировали не японцы, а наши соотечественники. Россияне - любители японской культуры - еще десять лет назад начали вкладывать личные деньги в проекты с японским содержанием. Результат: японские рестораны входят в тройку наиболее популярных среди гурманов. Тиражи японской литературы растут с каждым годом. Японский стиль жизни побеждает все другие, включая европейский и американский. Японские СМИ пишут, что популярность суши во всем мире (в России не в последнюю очередь) уже привела к дефициту тунца.
Каких только японских слов сегодня не знает простой русский человек! Икебана, оригами, аниме, манга, хайку, кабуки, татами, футон, будо, сэнча, хэнтай... Некоторые из них даже неприличные. Россиянам знакома японская классика и последние достижения в области цифровых технологий. Каждый год в России с октября по декабрь проходит фестиваль "Японская осень". В Москве работает уже свыше двух десятков магазинов японской посуды и косметики. За последние два-три года стала востребованной японская медицина и появились первые клиники, предлагающие уникальные методы оздоровления. Туристический поток в Японию растет с каждым годом, так же, как и количество русско-японских браков.
Используя сложившуюся ситуацию, все стремятся сделать деньги на любви русского потребителя к Японии. Китайцы выпускают "японскую лапшу", молдаване - сливовое вино и саке, русские производители - разнообразные виды продуктов с самым популярным названием "Сакура". И только сами японцы пока мало используют эти благоприятные условия.
Словом, ситуация зашла так далеко, что на прошлой неделе был проведен целый симпозиум на тему "Японский бум в России - миф или реальность?". Среди тех, кто принял участие в дискуссии, были весьма известные персоны: кинорежиссер Карен Шахназаров, финансист Михаил Задорнов, ресторатор Аркадий Новиков, телеведущий и писатель Леонид Млечин. На мероприятии присутствовали японские и российские СМИ, представители бизнеса обеих стран, деятели культуры.
Спрос на Японию превышает предложение, говорили участники симпозиума. И дело не только в очереди на автомобили "Тойота". Аркадий Новиков признался, что хотел бы видеть в России больше знаменитого японского дизайна и архитектурных решений, Карен Шахназаров выразил желание создавать больше совместных кинопроектов.
Шеф-редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов уверял, что все японское в России сегодня - это подмена, суррогат, "Япония по-русски". Активное участие японских партнеров должно привести к тому, чтобы этот искусственный образ приблизился к реальности.