В "новом Чернобыле" виноват капитан морского порта

Читать в полной версии →
Южная транспортная прокуратура назвала главного виновника экологической катастрофы в Керченском проливе, масштабы которой сопоставимы с трагедией на Чернобыльской АЭС




Южная транспортная прокуратура обнародовала предварительные итоги расследования дела о катастрофе в Керченском проливе. По данным следствия, основная степень вины за случившееся лежит на капитане морского порта "Кавказ" Андрее Иовлеве. В прокуратуре считают, что он пренебрежительно отнесся к установленному порядку захода и пребывания судов в проливе. В отношении капитана возбуждено уголовное дело по ст. 292 УК РФ ("Халатность").

Напомним, что 11 ноября из-за сильнейшего шторма в районе Керченского пролива повреждены 15 судов. Пять из них, включая разломившийся напополам танкер "Волганефть-139", затонули, остальные сели на мель. В тот же день была потеряна связь с сухогрузом "Камюст-1" в акватории Каспийского моря. Как выяснилось впоследствии, указанное судно в результате штрома затонуло в районе мыса Песочный. В результате серии кораблекрушений шесть человек погибли, 11 пропали без вести, в воду попало около 7 тыс. т серы и до 2 тыс. т мазута.

Экологическая катастрофа в Керчи стала крупнейшей на Украине со времен трагедии в Чернобыле в 1986 г., отмечает эксперт Национальной академии наук Украины, профессор Кентуккийского университета (США) Владимир Захматов. "Я принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и могу сказать, отвечая за свои слова, что катастрофа в Крыму по своим масштабам наиболее близка к чернобыльской катастрофе", - заявил Захматов, выступая на пресс-конференции в Симферополе.

В водах Керченского пролива в 50 раз превышена предельно допустимая концентрация нефтепродуктов, из-за загрязнения моря погибли или находятся в критическом состоянии более 35 тыс. птиц. Нефтяное пятно уже достигло южного побережья Крыма, что грозит срывом курортных сезонов на ближайшие годы.

Министерство природных ресурсов РФ оценило ущерб от произошедшего в 6,4 млрд руб., но, по данным Южной транспортной прокуратуры, речь идет о совсем других цифрах. Следователи утверждают, что ущерб составил около 30 млрд рублей.

Возвращаясь к обвинению капитана морского порта "Кавказ" в халатности, добавим, что, как утверждает сам Иовлев, информацию о приближающемся шторме получили капитаны всех 60 судов, находившихся в проливе, но в безопасные места ушли лишь 35 из них. Сами капитаны, в свою очередь, заявляют, что об ухудшении погоды им сообщили слишком поздно, да и судоходный канал в Азовское море, где можно было укрыться от непогоды, оказался закрыт.

В прокуратуре же считают, что Иовлев не принял "решение по отходу судов в безопасный район, в том числе тех из них, которые не имеют права и возможности для плавания в морской акватории".

Следствие упоминает и другие причины трагедии. Это "недостаточные прочностные характеристики судов, в частности, танкеров "Волганефть-139" и "Волганефть-123", а также неисполнение капитанами судов обязанностей по обеспечению безопасности плавания судов и предотвращению причинения вреда судам и людям, находящимся на них". В числе причин также значатся низкая эффективность работы органов госконтроля и ненадлежащее выполнение хозяевами судов требований по охране труда, жизни и здоровья экипажа. Всего возбуждено пять уголовных дел.

Отметим, что, по данным прокуратуры, похожая обстановка сложилась и в других портах. Особое внимание следователи обещают уделить проверке деятельности морских пристаней в Новороссийске, Туапсе, Сочи, Тамани и в Каспийском бассейне.

Максим ПОЛЯКОВ |
Выбор читателей