Новое становится регулярным

Читать в полной версии →
В эпоху развитого капитализма музеям нечасто удается пополнить свои коллекции интересными и дорогостоящими произведениями искусства. И можно сказать, что ГМИИ в этом сезоне с новинками повезло


ФОТО: museum.ru



В 2003 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина твердо решил возродить одну из своих самых старых выставочных традиций – регулярные показы новых приобретений музея. Когда-то выставки новых поступлений проходили здесь с завидной регулярностью, но в конце 1980-х – начале 1990-х гг. эта традиция была забыта. Глубокий экономический кризис, в котором пребывала страна, явно не способствовал интересу к искусству, а у Министерства культуры, так же как и у самого музея, не было средств даже на приобретение относительно дешевой графики. Поэтому на небольшой выставке новых поступлений, состоявшейся в 2003 г., были представлены произведения, собранные музеем за десять лет. Тогда же руководство ГМИИ дало обещание, что отныне подобные экспозиции станут регулярными.

И действительно, с тех самых пор в залах музея демонстрируются трофеи, с боем вырванные у конкурентов-антикварщиков и доверчивых частных коллекционеров, которые зачастую месяцами ждут обещанных денег. К счастью, среди последних и по сей день находятся альтруисты и филантропы, мечтающие обогатить музейную коллекцию.

И все же в эпоху развитого капитализма музеям нечасто удается пополнить свои коллекции интересными и дорогостоящими произведениями искусства: владельцы шедевров, пожелавшие расстаться со своими сокровищами, обычно обращаются в преуспевающую галерею или в солидный антикварный салон. Но если цены на полотна известных мастеров значительно превышают финансовые возможности среднестатистического музея, то у произведений графики пока еще есть шанс оказаться в музейном фонде.

Правда в нынешнем сезоне ГМИИ повезло: в экспозиции выставки помимо уже традиционных рисунков и гравюр представлено несколько произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. Одно из самых раритетных – портрет Дионейса де Тойкта, исполненный голландским мастеров конца XVII столетия Яном де Банном. Судя по всему, поводом для создания портрета известного лейденского историка послужил выход в свет его книги "Голландские святые и мученики".


Фото: museum.ru

Неожиданно радует раздел декоративно-прикладного искусства, представленный качественными и интересными работами. Элегантная ваза конца позапрошлого века в стиле ар нуво отныне является единственным в музейном собрании образцом продукции знаменитой парижской фирмы "Эскалье де Кристаль". А над изящным кабинетным гарнитуром рубежа XIX - XX столетий трудились лучшие венские мастера того времени, в том числе Фридрих Горник – известный австрийский скульптор-анималист, считающийся ярким представителем искусства венского Сецессиона.

Но, пожалуй, настоящим украшением этого раздела может считаться роскошное декоративное панно "Аллегорическая сцена в парке", созданное французскими мастерами начала XVII века. "Декоративное панно с изображением аллегорической сцены в саду является редчайшим произведением французского искусства эпохи Людовика XIII. Его приобретение стало для ГМИИ большим событием, поскольку вышивки столь внушительных габаритов встречаются за пределами Франции крайне редко. Несмотря на то что это необычное произведение еще нуждается в серьезном изучении, уже сейчас можно утверждать, что автором композиции является талантливый французский художник, возможно, близкий к королевскому двору", - считают кураторы выставки.

Как обычно, большую часть экспозиции выставки новых поступлений занимает русская и зарубежная графика, а также уникальные книги. Среди сокровищ, доставшихся музейным хранителям, радуют глаз обширная коллекция западноевропейских старопечатных книг XVI - XVII вв., собранная известным филологом Ю.Ф. Шульцем, рисунки Н.П. Крымова, а также значительное собрание графики М.М. Аксельрода (1902 - 1970), подаренное музею внуком художника.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей